ИСТОРИЯ ЯВЛЕНИЯ (ЖУРНАЛ "ВЕРТИКАЛЬНЫЙ МИР", ИЮЛЬ 2001 Г.)
Сергей Папуш
По сложной воде в то время люди практически не умели ходить, в нынешнем понимании этого слова…
Серьезной проверкой стал наш первый поход на Башкаус в 76-м году. Башкаус мы ходили на двухместных байдарках типа RZ - надежных, немецкого производства, с пластиковой шкурой. Конечно, для сложных путешествий все приходилось дорабатывать…
Были мы ребята молодые, отчаянные и туристская общественность страны нас уже признавала. Эскимосский переворот умели делать на двухместной (!) байдарке, и на Башкаусе нам это очень пригодилось. В общем-то, задачи свои мы выполнили, прошли много серьезных вещей в верхней части реки, но все оказалось настолько смертельно опасно, что нужно было что-то придумывать. Ну, я и сел думать…
У меня же была идея сделать судно слаломное, хорошо управляемое, но многоместное с грузоподъемностью, достаточной для сложных автономных путешествий. После некоторых раздумий и рисования эскизов получилась некая конструкция: четырехместный катамаран, два поплавка, простая сигарообразная форма, размер 5 х 2, и сидят на поплавках либо на попе, либо на коленях. Впоследствии коленная посадка оказалась эффективней.
Тогда я числил себя этаким студенческим вождем как минимум некоторой части молодежного туристического движения и отослал наш "патент" Сергею Гуридову в Питер, считая его самым продвинутым туристом того времени. С припиской, что, мол, нужно нам как-то байдарки страховать в сложных походах. Лодку надувную не достанешь, да и дорого, а плоты нам не нравятся. Вот придумали, что могли - вещь примитивная, но, может, вы чего присоветуете…
А он возьми да и ответь, что считает конструкцию очень даже совершенной и желает всяческих нам успехов. Окрыленные, запаслись мы рекомендательными письмами и скорей на станцию "Столбовая". Там военные продавали разное барахло всем на вес. Бывалые туристы хорошо это место знали. Нашли прорезиненный капрон БЦК в обрезках 40 х 90 см, склеили из него поплавки, а внешнюю их оболочку сшили из матрасной ткани.
Первым пробным камнем для нашего детища стал порог Аманхит на Кубани.По возвращении мы пошли с фотографиями в маршрутно-квалификационную комиссию - авторитетный орган, который оценивал все самодельно-туристские затеи. "Вот пришел молодой человек, принес очередную ахинею, связанную с этими самыми… со средствами сплава…" - так меня отрекомендовали.
Объясняя, я показывал - и в комиссии, и другим разным людям, большинство недоверчиво кивали головами, потом кое-кто пробовал, а буквально через год можно было встретить совершенно неизвестного человека, который взахлеб рассказывал о том, что все плоты и надувные лодки - это ерунда, а вот катамаран - это да! И даже меня самого уговаривали, что это такая хорошая вещь!.. Чуть позже, в 1978 году мы прошли Башкаус практически целиком на байдарках и катамаранах. Наша слаломная группа шла на байдарках, катамараны нас страховали, они уже были с коленной посадкой, и поход занял первое место на чемпионате СССР по водному туризму. А в гребном слаломе мы к этому времени были уже мастера спорта.
Планку все время старались держать, прошли на катамаранах и байдарках очень много серьезных рек, которые до сих пор не очень-то и популярны. И в гребном слаломе наша Московская секция потихоньку стала практически сильнейшей в СССР и в России…
Кстати в нашей секции считалось, что катамараны должны быть вспомогательным судном. Долгое время было так: Саша Смирнов, я, Леша Агеенко шли на байдарках, а ребята с меньшим спортивным потенциалом находились на катамаранах. Поэтому в походе случалось, что они могли пройти более сложные вещи, а мы - менее сложные, но зато на байдарках.
Катамаран уже несколько лет жил самостоятельной жизнью, когда я сам попробовал его. Где-то с 81-го года начинается стабильный режим взаимодействия слаломной секции и спортивного туризма. Секция действовала круглый год, а в походы ходили осенью. В средней Азии, на Восточном Кавказе, в Дагестане все прекрасно идется в сентябре-октябре. В большинство из этих мест, к сожалению, сейчас уже не попадешь… Мы проводили закрытие сезона по гребному слалому в Москве, и наступал месяц отпуска для секции - все ехали в походы. В Средней Азии прошли Муксу и Обихингоу. На Обихунгоу в нашей группе шли два катамарана, двухместная байдарка, разборный каяк и сплошное каноэ. В результате к середине похода мы разбили как каяк, так и каноэ, осталась одна двухместная байдарка на нас с Сашей Смирновым. Нижний каньон был очень серьезный. Мы дошли до порога 6-й категории сложности с поэтическим названием Т-34. Его прошли на катамаранах, насколько я понимаю, байдарок там не было, и сейчас они там вряд-ли появятся.
На Муксу ходили на двух катамаранах. В 83-м году мы прошли третьими. Вопрос о байдарках вообще не стоял, так как эта река не байдарочного уровня. Это вполне хорошая задача для современных спортсменов на полиэтиленовых каяках. Начинали с притока Билянд-Клик (дословный перевод - "место, где бродят козлы")…
Последняя из серьезных рек - Сарыджол - тоже в итоге была пройдена на катамаранах. Все, что можно было - прошли, уложились за десять лет. В последнем походе я не участвовал, им руководил мой ученик и соратник Сергей Крюков. Поход занял первое место на чемпионате России 99-го года. Трудность в том, что река идет в Китай, обратный путь приходится делать по горам. Если при деньгах, то самолетом летите до Бишкека или Алма-Аты, оттуда берете такси и через сутки приезжаете на реку. А выходить из ущелья - нужно оставить катамаран, каяк, - да все, и неделю топать через перевалы и ущелья на высоте около 4000 метров над уровнем моря. Очень долго на эту реку не пускали пограничники. Всякие горные и водные экспедиции приходилось согласовывать с КГБ. Первый раз мы взялись за Сарыджол в 88-м году, но нам тогда даже маршрутная комиссия отказала: "Вы, извините, кто - туристы-водники? А это же пик Победы, пик Хан-Тенгри, это альпинисты, горные туристы. Они делом занимаются, а вы там в канаве грязной хотите плавать". Потом с 90-го года ослабло, нам разрешили, но все-равно мы проплывали по Сарыджолу с вертолетами над головой каждый день. Сбрасывали нам постоянно письмо с камнем, где писали: заканчивайте, мол, это дело, иначе будем стрелять. Мы этого очень побаивались…
Это был тот Советский туризм, которого нигде в мире сейчас не существует. Когда закупали продуктов на месяц, грузили вместе с байдарками и катамаранами в поезд и ехали на Восток. А там со всем грузом шли "пешку" через три-четыре перевала до начала реки. Районы сплава были далеко, дорог не было, да и сейчас нет. В таких условиях разборный компактный катамаран - вещь очень удобная. Это не то, что Европа с ее дорогами и отелями-мотелями. Поэтому мне кажется наш самодеятельный туризм очень даже самобытным, а вовсе не каким-то отсталым. Просто он другой. Да я вообще считаю, что запад и Россия - это две разные цивилизации, уж в туристском плане - точно.
К счастью, судя по Интернету этот наш водный туризм никуда не делся, а может даже стал и более массовым, чем в советское время. Мы еще не говорили про такое отдельное явление, очень популярное в Сибири, как сплав на "карабобеле", или иначе "бублике". Эта конструкция обладает максимальной живучестью из всех сплавных посудин, а на них проходят страшные штуки, вроде участка водопадов на Чульче или Карагемского прорыва на Аргуте. Нужно видеть своими глазами, чтобы понять - расходы на 200 кубов, падение 50-100 метров на километр. Ни на каком каяке это не пройти…
Я байдарочник и по природе и по воспитанию, и мне очень приятно, что мои ученики, которые часто появляются на странице вашего журнала, многого достигли и превзошли мои достижения. Например, прохождение водопада на Мзымте меня очень впечатлило. Бесподобная вещь высокого класса, и способно на такое считанное число людей в мире…
Каяк действительно такая посудина, где ты гораздо ближе к природе, к потоку, чем на любом другом плавсредстве - катамаране или "бублике". На каяке ты как частичка, как молекула воды, и от твоего мастерства зависят и ощущения и даже жизнь.
Почему отобрали базу "Буревестник"? Не зная. Там тренировалось пять тысяч слаломистов, каякеров, катамаранщиков - всех кого хотите. Эта стрелка Сходни и Москвы реки в Тушино. Сейчас там все ржавеет. Отобрали и ничего не происходит. мы сейчас помещаем лодки в контейнеры у ПТУ.
У меня друг - президент одного из лучших слаломных каналов в мире - в Аусбурге, недалеко от Мюнхена. Государство построило этот канал для гребного слалома, создало небольшую инфраструктуру, там есть, где хранить лодки, бар, свое управление. У них там иногда происходят стычки: родеисты приезжают в бочки и, значит, болтаются там, а слаломистам нужно обязательно на скоростях повороты делать. как-то они между собой распределяют время. Должно быть именно так: место для тренировок, где могут работать несколько секций. Вот этого у нас пока нет. В советское время были планы построить канал для гребного слалома в Крылатском - там есть место. Москва река делает петлю, значит можно прокопать канаву, забетонировать. Воды в Москве много. Я думаю, рано или поздно это все устроится, с моей помощью или еще с чьей-то…
Так или иначе, нужно тренироваться, нужно грести каждый день, нужно бегать… Водопад на Мзымте или это Войница… это действительно сложно, и способны на такое очень немногие. Чтобы такое показывать в 25 лет, нужно в 14 прийти в секцию. А чтобы в нее прийти, она должна быть.
• •
• • • • • лирика • •
|