КОМАНДА ТВТ ТУШИНСКОГО КЛУБА ТУРИСТОВ
Михаил Беляев
В настоящей главе будет рассказано о соревнованиях по технике водного туризма (ТВТ), о людях, выступавших в этих соревнованиях под знаменем Тушинского клуба туристов (ТКТ). Так как я пришел в клуб только в 1979 году, то, к сожалению практически не располагаю сведениями об участии в соревнованиях команд Тушинского клуба со времени его основания, поэтому основное внимание в повествовании будет посвящено событиям, происходившими после 1980 года.
Основным видом соревнований по технике водного туризма (ТВТ) были соревнования двухместных байдарок на короткой трассе, представляющей собой участок реки протяженность 250 – 300 метров, на котором были «навешено» около 20 ворот. Для постановки трасы, выбирались, как правило, наиболее сложные подмосковные речки, такие, как Каширка, Волгуша, Малая Истра. Соревнования проводились ранней весной, в период паводка, вызванного таяньем снегов. Кроме короткой трассы в соревнования иногда включались соревнования по спасработам и различные виды эстафет.
Команду для участия в соревнованиях на короткой трассе состояла из двух мужских и двух смешанных экипажей. Соревнования проходили в выходные дни. В субботу проводились личные гонки, в воскресенье - командные. В командных гонках одновременно стартовали два экипажа, которые должны были проходить трассу совместно и финишировать с разницей по времени не более 10 секунд. Результат выступлений экипажа состоял из суммы времени прохождения трассы и штрафных очков, набранных экипажем за касание ворот. Итоги соревнований подводились, как в командном, так и в личном зачете. Для определения результата выступления команды суммировались очки, набранные экипажами, входившими в состав команды, в личных и командных гонках, и по их сумме определялось место команды, занятое в соревнованиях.
Календарь соревнований был напряженным. Первыми соревнованиями сезона были «Вешние Воды», проводившиеся в последние выходные марта. В этих соревнованиях участвовало до 30 команд. Далее начиналось первенство Москвы, состоявшее из трех этапов. Первым этапом были зональные отборочные соревнования. Для команд участников прошлогоднего финала первенства Москвы проводилась зона «А», из которой примерно половина команд выходила сразу в финал. Для остальных команд проводились три, а иногда и четыре зоны «Б». В каждой зоне было по 20 команд. Из зоны в полуфинал выходили по три команды. Эти команды соревновались в полуфинале с командами, не вышедшими в финал из зоны «А». Зональные соревнования и полуфинал проходили в апреле, а финал в середине мая. Традиционным местом проведения финала был участок Москвы реки в районе Можайска. По результатам финальных соревнований на первенство Москвы формировалась команда для участия во всероссийском слете туристов водников.
Весенний цикл общегородских соревнований туристов водников оканчивался соревнованиями под названием «Старт летних походов». После «Старта летних походов» проводился слет Тушинского клуба туристов с обширной водной программой. На тушинский слет, как правило, приезжало много гостей из других клубов.
Годовой цикл оканчивался соревнованиями на приз закрытия сезона, происходившими в середине сентября на реке Истра в районе деревни Бабкино.
Все соревнования организовывались силами участников команд по очереди.
После 1991 года начался упадок в соревнованиях по ТВТ, вызванный разгромом районных клубов туристов и тяжелым материальным положением в стране. Зональные соревнования прекратились в связи с отсутствием участников. На открытие сезона иногда приезжало на более трех полных команд. В настоящее время положение несколько улучшилось. Начался приток участников соревнований, в основном за счет представителей гребного слалома. Количество соревнований по ТВТ сократилось до трех. В настоящее время это: открытие сезона, первенство Москвы и закрытие сезона. Все эти соревнования проводятся президентом московского «РАФТ» клуба Алексеем Румянцевым, воспитанником Тушинского клуба туристов.
Представители Тушинского клуба туристов с самого его основания участвовали в соревнованиях по технике водного туризма. Команды для выступлений на соревнованиях организовывали Ю. Маккаров и Р. Потеев. Состав команды в этот период не был стабильным, а тренировочный процесс не носил систематического характера.
Команда, как единый коллектив, была создана после семинара судей по технике водного туризма, проходившего в Тушинском клубе туристов в 1978 году. Преподавали на семинаре такие признанные мастера техники водного туризма, как Валентин Андреевич Мамчиц и Сергей Папуш.
Время организации команды Тушинского клуба пришлось на период рассвета соревнований по ТВТ. Толчок к их развития дало появления самодельных байдарок нового поколения, разработанных П.А. Добрыниным, К.А. Подъяпольским и Ю. Макаровым. Сначала это были каркасные лодки облегченной конструкции с более совершенными обводами, чем у промышленных судов. Эти суда позволяли использовать приемы гребного слалома. В 1978 году появились каркасно-надувные байдарки, с еще более совершенными обводами, чем каркасные. Но наиболее значительным для развития техники водного туризма было появление в 1980 специально разработанных для соревнований Добрыниным и Подъяпольским малообъемных каркасно-надувных лодок, четырехбаллонной конструкции. Эти суда позволяли при прохождении трассы «подтапливать» под вешку нос или корму судна и полностью использовать все приемы гребного слалома.
Сильнейшими командами в тот период были команды: Ждановского клуба туристов, Тимирязевской сельскохозяйственной академии, МЭИСа, «Вольный ветер». Все эти коллективы выставляли для выступлений по 3-4 команды.
Руководителем и организатором команды был Игорь Сизов. Он занимался методикой тренировок, организацией производства снаряжения, комплектованием команд. Основными целями команды были: участие в городских соревнованиях по технике водного туризма, их проведение, а также совершение сложных водных путешествий.
Для большинства представителей нашего клуба выступление в соревнованиях не являлось самоцелью, а расценивалось как этап подготовки к сложным водным путешествиям. Участие в соревнованиях требовало высокого уровня технической подготовки туриста водника, а это достигалось большим объемом тренировок. Следствием тренировочного процесса было повышение безопасности похождения препятствий в походе. Важнейшим фактором повышения безопасности была возможность реализации более сложной, но менее опасной линии движения в пороге. Ряд соревнований проходил на порожистых реках, например на Лосевском пороге реки Вуоксы, и участие в них требовало тренировок на бурной воде. В процессе этих тренировок спортсмены привыкали к управлению судном в валах, на разностях струй и выполняли эти маневры спокойно и уверенно. Такой элемент, как прохождение лагом валов высотой до одного метра стал заурядным элементом. Во время тренировок экипажи совершали большое количество переворотов на всех типах судов в безопасных условиях. Следствием этого было то, что после переворота в условиях реального похода туристы, попавшие в воду, действовали осмысленно и грамотно, принимая все меры для облегчения задач страхующим экипажам или для самоспасения. Результатом всего этого было прохождение без чрезвычайных происшествий спортсменами Тушинского клуба таких сумасшедших рек, как Башкаус, Ак-Акалаха, Язгулем и другие.
Первоначально в команду Тушинского клуба туристов входило около 20 человек, что позволяло выступать на соревнованиях двумя составами. За счет выпускников Тушинских школ и туристов пришедших из других коллективов команда к 1981 году разрослась до 60 человек и стала практически не управляемым коллективом с разными интересами, после чего произошел ее раскол, на несколько групп. Кроме того, участие в соревнованиях по ТВТ начали принимать представители других туристских групп, входивших в орбиту Тушинского клуба туристов. В этот период Сизов возглавил спортивную секцию клуба и стал отвечать за проведение соревнований и комплектование команд. Команды комплектовались по спортивному признаку. Учитывался результат участия экипажа в предыдущих соревнованиях и результаты прикидок на тренировках.
В общей сложности, в лучшие годы клуб выставлял до восьми команд, поэтому конкуренция за место в лидирующих командах, выступавших в финале Москвы, была высокой. Основными поставщиками экипажей для участия в соревнованиях были: сформировавшаяся после школы 1979 года группа Игоря Шапира, вышедшая из школы 1981 года группа Игоря Розенблюма и группа Алексея Румянцева, образовавшаяся после школы 1984 года.
На этапе существования команды, как единого коллектива, силами ее участников было создано большое количество снаряжения необходимого для тренировок выступлений в соревнованиях и их проведения. Были изготовлены каркасно-надувные байдарки, ворота для постановки трассы, номера для участников соревнований, средства связи. В 1979 по чертежам Сизова были построены две каркасно-надувные лодки по конструкции, аналогичные туристским, но с уменьшенным объемом. В 1981 году по моим чертежам были сооружены еще две лодки. Они имели современную четырехбаллонную конструкцию. Все снаряжение хранилось в помещении Тушинского клуба туристов, располагавшегося в это время возле метро «Планерная». В дальнейшем по мере разрастания команды общественные суда были ликвидированы и для соревнований и тренировок использовались личные суда участников команд. С 1984 года в Тушинском клубе было освоено производство стеклопластиковых судов по самодельным матрицам. В это же время в клубе начали культивировать каноэ. Первоначально интерес к каноэ был вызван, как к средству для тренировок перед походами на катамаранах, но в дальнейшем каноэ стало представлять интерес, как самостоятельное средство сплава.
Особо следует выделить изготовление судов для игры в канополо – водное поло на каяках. Судно для игры в канополо представляло собой одноместную лодку длиной 2.3 и шириной 0.55 метра. Нос и корма канополо имели закругленную форму, что делало его похожим на мыльницу. Его изготовление требовало меньшего количества времени, материалов и трудозатрат, чем изготовление пластикового слаломного или каркасно–надувного каяка. Организация изготовления лодок для канополо позволило с наименьшими затратами и в короткое время решить вопрос о судах для тренировок для пополнивших нашу группу туристов.
Из-за относительно малых габаритов эти посудины оказались вполне транспортабельны, как в плацкартных вагонах, так и в самолетах, что позволило использовать их на сборах на Южном Буге и в Лосево и даже в путешествиях. Перед сборами в Лосево был отмечен случай транспортировки канополо в метро с Московского вокзала на Финляндский.
Кроме изготовления снаряжения Сизовым был налажен систематический тренировочный процесс. Цикл тренировок начинался в зимний период занятиями в гребном бассейне, на которых отрабатывалась техника владения веслом. Занятия проходили три раза в неделю. Тренировку в бассейне предваряла игра в футбол на снегу, занятие, как оказалось травмоопасное. Помимо многочисленных синяков были отмечены случаи переломов носа и пальцев ног. Само занятие в бассейне длилось 45 минут и являлось значительной физической нагрузкой. Наиболее тяжелым упражнением была обратная гребля.
С появлением первой открытой воды начинались занятия в узком заливе Химкинского водохранилища возле Алешкина. От Тушинского клуба до места тренировок было 15 минут ходьбы. Для тренировок использовались общественные байдарки двойки и принадлежавшие клубу стеклопластиковые одноместные байдарки (каяки). На воде отрабатывалась техника управления судном и прохождения трассы. Для этого в заливе навешивалось около 10 ворот, которые проходились в различной последовательности. Подобных тренировок было 3-4 в неделю. Тренировки на воде продолжались практически до ледостава с перерывом на период летного похода.
Особое значение на тренировках придавалось занятиям на каяках, так как именно на них закладываются основы управления судном. Для новичков это были тяжелые испытания, так как каяк то и дело норовил перевернуться и искупать своего седока. Это обстоятельство имело и свои положительные стороны, турист привыкал к перевороту судна и осмысленно подходил к своим действиям после переворота при прохождении порога в походе. Следует отметить, что переворачивались не только новички, но и более опытные водники при попытках совершить неординарный маневр.
Приблизительно в 1985 году тренировки из «Алешкина» перенесли на реку Сходня в район моста Рижской железной дороги. Наиболее сложным элементом организации тренировок на Сходне был поиск базы для хранения судов. На начальном этапе суда постоянно переезжали с места на место, они хранились то в сарае «Красного Октября», то в котельной, то в вестибюле училища. Эти переезды продолжались пока в 1986 году Алексей Румянцев не нашел подвал с широким люком в доме возле метро «Тушинская». В этом подвале был организован эллинг для хранения судов и помещения для хранения личного снаряжения спортсменов.
Тренировки на Сходне были более эффективными, чем в «Алешкино», так как в нее периодически сбрасывают воду из Химкинского водохранилища и в эти периоды под мостом железной дороги образуется достаточно быстрый поток с большими уловами у берегов. Под мостом отрабатывалось выполнение маневров на потоке: выход и вход в улово, носовой и кормовой траверс потока. Эти маневры составляют основу тактики прохождения препятствий в походе и позволяют хорошо почувствовать судно, так как их выполнение требует четкого контроля положения судна относительно потока и его крена.
После тренировок под мостом переходили к более сложным тренировкам под плотиной гидроузла, через которую осуществляется сброс воды из Химкинского водохранилища. В этом месте поток быстрее, чем под мостом, граница между уловом и потоком жестче, а также имеются стоячие валики до полуметра и приличные воронки с «поганками». Во время тренировок на потоке кроме различных траверсов отрабатывались и такие элементы, как эскимосский переворот в потоке.
И здесь так же как в «Алешкино» большое внимание уделялось тренировкам на каяках, и здесь было несчетное количество переворотов, как у новичков, так и у более опытных водников, особенно при выходе на струю и входе в улово. В целом количество переворотов на Сходне значительно превышает количество переворотов на таких реках, как Чулышман и Башкаус.
Кроме тренировок на потоке, на Сходне проводили тренировки на слаломной трассе. Одна постоянная слаломная трасса была установлена на спокойной воде у берега, возле спортивной базы «Буревестника», вторая навешивалась на время тренировки на потоке под мостами.
После изготовления судов для канополо в тренировки ввели игру в канополо. Участники разделялись на две команды по пять человек, на берегу устанавливалось двое ворот. Основной целью естественно было загнать мяч в ворота команды противника. В процессе игры лодки сталкивались, переворачивались в ходе резких маневров. Это потребовало высокого мастерства выполнения эскимосского переворота. Однажды в день города был организован показательный матч по канополо на Химкинском водохранилище.
Приблизительно в 1982 году команда начала выезжать в майские праздники на тренировочные сборы на Нижнемигейский порог реки Южный Буг. Сбор служил подготовкой к финалу Москвы и этапом подготовки к летнему походу.
Нижнемигейский порог расположен возле села Мигея в 8 километрах от города Первомайск Николаевской области. Сейчас это заграница, Украина. Нижнемигейский порог является уникальным местом для тренировок в весенний период. Температура воздуха в это время, как правило, днем доходит до 25 градусов тепла, а воды до 18-20. Опасных мест на воде практически нет, за исключением «бочки» за грядой камней в середине шиверы.
Сборы длятся 10-12 дней. На сборах собирались практически все команды участники финала Москвы, кроме того, здесь были представители Ленинграда, Латвии, Украины. В общей сложности набиралось до 500 участников из разных уголков Советского Союза. Спортсмены зачастую выезжали на сборы с чадами и домочадцами. Организацией и проведением сбора каждая команда занималась самостоятельно. Из снаряжения на сборы брались пластиковые и разборные каяки, двухместные разборные байдарки, как общественные, так и личные. Позднее стали использовать одно и двухместные пластиковые каноэ пластиковые байдарки двойки и катамараны.
Нижнемигейский порог представляет собой шиверу длиной около 300 метров с валами высотой до 1 метра. В конце шиверы река разбивается на два рукава скалистым островком, названным Змеиный. В правой протоке расположен порог Красные ворота, состоящий из двух крутопадающих ступеней высотой до 1 метра, в левой - двойной прижим к скальным стенкам с валами высотой 0.5 метра, названный Интеграл. Общий расход реки в этом месте около 50 куб. метров в секунду.
Берега реки в месте расположения порога скалистые, покрытые низкорослым кустарником. В кустах было большое количество соловьев, которые гнусно орали по ночам. Лагеря по большей части ставили по левому берегу. Большую проблему составлял поиск дров. На берегу реки дров не было, и за дровами ходили за километр от лагеря в посадки акации, где вырубали сухие ветви и, связав их в охапку специальной веревочкой, тащили в лагерь.
На выходе из Интеграла левый берег реки представлял собой скалистую уступчатую стенку, прозванную в народе: «Амфитеатром». В Амфитеатре в свободное от тренировок время сидели участники сборов с домочадцами, занимающимися в это время вязанием, и обсуждали между собой действия экипажей, тренировавшихся на воде.
Тренировки во время сборов начинались сразу после подъема. Первой тренировкой была 20 минутная пробежка с последующей получасовой игрой в футбол, затем следовал завтрак и сорокаминутный отдых в палатке, именуемый второй тренировкой. После второй тренировки следовал выход на воду - третья тренировка, которая длилась около полутора часов. Далее следовал обед и четвертая тренировка послеобеденный сон. За послеобеденным сном следовал второй выход на воду на полтора два часа.
Для тренировок на воде совместными усилиями команд участниц сборов устанавливались слаломные трассы. Одна на относительно тихой воде перед шиверой, вторая в Интеграле.
На водных тренировках отрабатывалось управление байдаркой или каяком на бурной воде. Участники чередовали тренировки на каяках с тренировками на двойках. Начиналась тренировка на воде с занятий на верхней слаломной трассе, далее следовал сплав по шивере с многочисленными пересечениями потока за счет носовых траверсов и прострелов с заходом в улова за камнями у берегов или в центре русла. Прохождения шиверы оканчивалось, либо прохождением Красных ворот с траверсированием потока между ступенями, либо многочисленными траверсами Интеграла, под придирчивыми взглядами публики, сидящей в «Амфитеатре». Затем судно относилось наверх, и сплав повторялся. Таких сплавов за тренировку осуществлялось два – три. Во второй половине сборов тренировки усложнялись, вместо траверсов Интеграла начинались занятия на нижней трассе.
В целях обеспечения безопасности на воду одновременно выходили минимум по два экипажа одной команды, которые в процессе сплава взаимно страховали друг – друга.
Для тренировок начинающих использовался «отстойник», участок реки без течения ниже Интеграла. В «отстойнике» же тренировали эскимосские перевороты и играли в канополо.
Такая система тренировок сложилась не сразу, а в течение нескольких лет. В первые приезды на Ю. Буг были проблемы с траверсом Интеграла. Выход на струю от левого берега часто оканчивался переворотом, после которого судно с экипажем уходило в «отстойник». Для того чтобы попасть домой необходимо было выполнить обратный траверс от острова к левому берегу. Здесь картина, как правило, повторялась, переворот при выходе на струю и путь в «отстойник». После нескольких попыток попасть домой методом траверса шли в ход альтернативные способы попасть домой, их было два. Первый способ заключался в горном путешествии. Экипаж чалился к левому берегу по нему и через скалу попадал в лагерь. Существовал и другой более экзотичный способ - прострел Уварова, названный так по фамилии его автора. Экипаж сильно разгонялся по улову, так чтобы инерции движения судна хватило для пересечения середины потока, затем он все же переворачивался, но оказывался после переворота в улове у левого берега, из которого и попадал домой, на обед или ужин.
Кроме тренировок по технике управления судном отрабатывалась техника страховки и самостраховки. В них входил заплыв в спасжилете с прохождением Красных ворот, страховка байдарки байдаркой и катамараном байдарки. Легкие суда, такие как байдарка и каяк, как, как правило, заталкивали перевернувшееся судно к берегу или буксировали его вместе с экипажем там, где это было возможно. При страховке катамараном байдарки, экипаж перевернувшегося судна и само судно принимали на борт и доставляли к берегу.
Кроме сборов на Южном Буге практиковались тренировочные сборы на Лосевском пороге реки Вуокса под Ленинградом. Эти сборы организовывались в конце июня и были приурочены к соревнованиям по ТВТ на первенство «Смены». Они составляли еще один этап подготовки к сложным походам.
Состав участников сборов в Лосево был шире, чем на Южном Буге. В соревнованиях и сборах участвовало несколько команд из Ленинграда и Москвы, а также представители Белоруссии, Прибалтики, изредка забредали гости из Финляндии.
Река Вуокса в этом месте представляет собой протоку длиной около километра между двумя озерами. Ширина реки более 100 метров, расход - несколько сотен кубов. Через реку перекинуты два моста: автомобильный, примерно в середине протоки и железнодорожный перед ее устьем. Камней в русле практически нет. Исключение составляют несколько гряд у берегов выше автомобильного моста и группы скальных обломков в центре реки перед выходом из порога. Группа состоит из большого обломка скалы, достигающего в поперечнике семи метров, прозванного «Жандармом» и лежащего возле него маленького обломка под именем «Жандарменок». В их названиях видимо отразилось революционное прошлое Ленинграда.
Главную сложность порога составляют мощный поток с высокими валами. Основные валы начинаются перед автомобильным мостом, - пенным котлом, расположенным ближе к левому берегу, носящим название нулевой вал. Далее перед мостом в центре реки находятся мощные валы первый, второй и третий высотой около полутора метров с длиной ската около пяти метров. К первому валу от правого берега примыкает невысокий «катальный» вал. Опоры однопролетного автомобильного моста сужают русло реки, за ними образуется мощная струя с метровыми валами и громадные улова по бокам от нее. Граница между потоком и уловами размытая, с мощными вертикальными перемешиваниями. Между «Жандармом» и левым берегом мощный поток с высокими валами, уходящий далеко в озеро, почти к пионерлагерю, расположенному на берегу озера напротив впадения Вуоксы.
Тренировочный сбор в Лосево был совмещен с участием в соревнованиях, что определяло выбор судов. Это были каяки и байдарки, а так же двух - и четырех - местные катамараны.
Основными упражнениями на тренировках были все те же траверсы, но уже с использованием мощных валов. Признаком мастерства было при выполнении носового траверса попасть на верхний скат первого вала и там задержаться. Этот маневр требовал очень точного захода. В случае ошибки при заходе судно, как правило, кормой попадало на более жесткий второй вал и переворачивалось. Причем это относилось как к каякам и байдаркам, так и к катамаранам. При правильном заходе судно попадало в середину вала и, изменяя его крен и угол относительно потока, экипаж мог подолгу стоять на валу, почти не работая веслами.
Вторым сложным упражнением был траверс реки после автомобильного моста. При выходе на траверс нужно было зайти как можно выше, чтобы не попасть в валы, но главной сложностью здесь был вход в улово. Граница меду уловом и потоком была широкой, с вертикальными перемешиваниями и ее необходимо было прошить на скорости, не давая лодке развернуться, так как в случае преждевременного разворота судно либо переворачивалось, либо оказывалось на потоке и уносилось далеко вниз.
Третьим сложным элементом был выход на траверс к левому берегу из под «Жандарма». Сложность этого маневра заключалась в том, что уровень воды в потоке на который осуществлялся выход из улова за «Жандармом» на полметра выше уровня воды в улове под «Жандармом». Экипаж при выполнении этого маневра должен разгрузить нос судна, и задать минимальный угол между судном и набегающим потоком. При большем угле судно или разворачивалось и уносилось вниз в озеро по потоку с высокими жесткими валами, вероятность переворота в которых была достаточно велика, как для байдарки, так и для катамарана, или разворачивалось на сбойке и возвращалось в улово под «Жандармом». При этом каяки и байдарки часто переворачивались. В случае переворота в струе судно вместе с гребцами, как правило, уплывало в озеро, как принято, было говорить: «к пионерам». При слишком малом угле судно обычно отбрасывалось назад в улово.
Кроме техники управления судном большое время отводилось тренировкам спасработ. Необходимо отметить, что Лосевский порог для гребцов одетых в каску и спасжилет место практически безопасное, так как держащих бочек в пороге нет, а судно вместе с гребцами после переворота в худшем случае попадает в озеро. Единственной опасностью является возможность сильно покалечиться при попадании на «Жандарм». Для предотвращения этого следует после переворота двигаться только к левому берегу, к которому идет основная струя.
Основное внимание при тренировках спасработ удалялось самоспасению. Для катамаранов это был возврат судна после оверкиля силами экипажа в нормальное положение и продолжение сплава. Самое сложное в этом процессе было забраться на катамаран, после возвращения его в нормальное положение. Каркасно-надувные байдарки экипаж, плавающий в воде, ставил на борт, сливал из судна воду и затем с воды по очереди занимал свое место на борту. Для гребца пластикового каяка самоспасение заключалось в выполнении эскимосского переворота.
После недели тренировок начинались сами соревнования. В команду для выступлений входили по одному смешанному и мужскому экипажу байдарок двоек, один мужской каяк, катамаран двойка и катамаран четверка. Для всех типов судов, входящих в команду, проводилась личная гонка на короткой трассе и командная гонка для экипажей байдарок. Трасса была установлена так, что обязательно включала в себя такие маневры, как прохождение нулевого вала, траверсы по первому валу, за автомобильным мостом и из под «Жандарма». Невыполнение этих маневров приводило к пропуску одних, а то и нескольких ворот и соответствующему штрафу.
Кроме гонок на короткой трассе в соревнования входили: эстафета и соревнование по спасработам. В эстафете и соревнованиях по спасработам участвовала вся команда. В эстафете суда по очереди проходили участок порога на скорость, причем каждый этап обязательно включал в себя траверс. Эстафета очень зрелищный и азартный вид соревнований, особенно впечатляет, когда от берега стартуют одновременно несколько четырехместных катамаранов.
Варианты проведения соревнований по спасработам менялись от сезона к сезону. Выглядели они примерно так. Перед створом, обозначенным двумя вешками, переворачиваются оба катамарана, байдарка и каяк переворачивались ниже створа. До следующего створа экипажи катамаранов должны были вернуть их в исходное состояние, и, заняв свои места, доставить суда вместе с экипажами к вешке, установленной на берегу. Возможны были варианты спасения байдарки байдаркой, а также манекена в спасжилете, сброшенного с автомобильного моста, катамараном.
В последнее время программа лосевских соревнований расширилась. Добавились соревнования на звание супермена и ориентирование. Соревнование на звание супермена состояли из пересечения порога вплавь, на спасжилете, кросса и очень короткой трассы для каяка. Соревнования по ориентированию проходили на Суходольском озере.
Во весь период соревнований проходила ярмарка туристского снаряжения, на которой по относительно невысоким ценам можно было приобрести, как само снаряжение, так и материалы для его изготовления.
Выезжая на соревнования в Лосево, команды Тушинского клуба не рассчитывали на высокие места. Основой целью поездки была подготовка к сложным походам и обмен опытом.
Комплекс тренировок и сборов был чрезвычайно полезен при подготовке к сложным походам. В процессе тренировок на сборах туристы были готовы не только к выполнению маневров на бурной воде, но и к осмысленному поведению в бурном потоке после переворота. Последнее было результатом большого количества переворотов судов в процессе тренировок. Более того, на сборах в Лосево, предшествовавших сложным путешествиям, перед экипажем катамарана четверки ставилась задача перевернуться минимум десять раз за день.
Достоверно сказать о результатах выступления команд Тушинского клуба туристов в соревнованиях на сегодняшний день практически невозможно, так как с развалом клуба все архивы были утеряны, поэтому здесь будет дана чисто качественная оценка результатов выступлений.
Прежде всего, следует отметить, что в финал первенства Москвы, через отборочные соревнования ежегодно выходило по 2-3 команды от Тушинского клуба туристов. Первая команда, как правило, занимала в финале почетные места с 4 по 6. В зональных соревнованиях команды и финале «Б» команды неоднократно занимали призовые места. Наибольшим достижением участников в личных соревнованиях было первое место экипажа Сизов – Игнатова в финале первенства Москвы.
Осенью 1883 года на реке Сходня было проведено первенство Москвы по технике водного туризма на четырехместных катамаранах. Экипаж Тушинского клуба туристов выиграл эти соревнования и, как победитель первенства Москвы вошел в состав сборной команды для участия в ралли по реке Чуя в мае 1984 года.
Соревнования эти проводятся на притоке алтайской реки Катунь, реке Чуя, оценивающейся пятой категорией сложности. Основная масса участников соревнований представляла города Сибири и Дальнего Востока, кроме них были команды из Краснодара и Украины. Это был первый выезд сборной Москвы на Чуя – ралли. В состав сборной входили три экипажа: два из команды Вольный Ветер и один из нашего клуба. Несмотря на свое чемпионское звание, наш экипаж был слабейшим, так как у нас не было опыта участия в соревнованиях на бурной воде и из-за участия в руководстве зачетными сборами школы повышения туристского мастерства не смог принять участия в соревнованиях наш лидер - Игорь Сизов. Несмотря на это мы откликнулись на предложение участвовать в соревнованиях между московскими экипажами.
В соревнованиях участвовали четырех и двухместные катамараны, плоты на надувных элементах, а также различные забавные суда – типа бублик и чекстер. Бублик представлял сбой катамаран, состоящий из двух поплавков в виде вертикально поставленных бубликов, внутри которых сидели гребцы. Считалось, что это судно не может перевернуться. Чекстер представлял собой плот на поперечных гандоллах, у которого отсутствовали греби. Гребцы располагались на корме и носу судна по двое лицом друг к другу и гребли при помощи катамаранных весел. Как гласит алтайская легенда происхождение этого судна следующие: некто по фамилии Чекстер забыл взять в поход лопасти для гребей плота, но мудрый алтайский народ, с честью вышел из данной ситуации, они построили весла из подручного леса и крышек от ведер для варки пищи. У нас в составе команды тоже было экзотическое для этих соревнований судно – каркаснонадувной каяк.
Организатором соревнований был Барнаульский клуб туристов «Спартак» под руководством знаменитого плотовика Михаила Колчевникова. Чуя - ралли проходили в несколько этапов. Планировалось провести четыре технических этапа и два скоростных. Технические этапы заключались в прохождении короткой трассы, установленной на сложных порогах реки Чуя. Скоростной этап заключался в прохождении на время порожистого участка реки.
Первый этап проходил на пороге «Слаломный». Это порог четвертой категории сложности длиной около300 метров. Первый блин вышел комом, учитывая, что московская команда по составу была очень сильная и приехала выигрывать соревнования. Лучший экипаж занял место в районе восьмого. На результате сказалось неожиданная для нас трактовка организаторами соревнований правил техники водного туризма, о которой мы узнали только после окончания заезда. Н Чуя – ралли при определении результата учитывались только штрафные очки, и не учитывалось время прохождения трассы. То есть в случае не попадания судна в ворота заход на них можно было повторить и это не сказалось бы на результате. При прохождении у всех экипажей были пропуски ворот, ситуация на трассе позволяла повторить заход и пройти ворота чисто или с минимальным штрафом, но не зная о данных изменениях правил никто не попытался выполнить повторный заход на ворота, экономя время.
Второй этап проходил на пороге «Бегемот», одном из самых сложных порогов реки. Порог оценивался пятой категорией сложности. Протяженность порога около 300 метров. Порог начинается мощным сливом под мостом через Чую. За сливом большой пенный котел, диаметром около пяти метров, далее располагались все прелести пятерочного порога: полутораметровые валы, крутые сливы с бочками, скальные обломки в русле. Этот этап решил судьбу соревнований между московскими командами. Следует отметить, что на Чуя – ралли мы испытывали катамаран новой конструкции. Его отличительной особенность была плоская дека у поплавков. Это было достигнуто за счет вставленного внутрь катамарана продольного каркаса, который растягивал деку. Наши товарищи по команде после просмотра порога Бегемот активно выражали сомнение в успешном прохождении нашим судном первого слива порога с пенной ямой. По их понятиям плоские носы нашего катамарана должно было закусить в яме и перевернуть его через нос или через корму.
Находясь на старте, мы услышали радостные крики публики на берегу: «Москва кильнулась», это, по всей видимости, обозначало, что перевернулся, стартовавший перед нами экипаж Подъяпольского. Данное обстоятельство в сочетании с разговорами предыдущего дня о плоских носах нашего судна оптимизма не добавило. В реальности все оказалось совсем не страшно и не сложно. Первый слив наше судно прошло, легко прошив пенный котел, но затем начался цирк. Наш экипаж красиво прошел всю трассу, и результат мог бы быть высоким, если бы не одно незначительное обстоятельство, мы как в одной интермедии Райкина перепутали ворота. Носовые взяли кормой, а кормовые носом. Несмотря на это обстоятельство, наше место было далеко не последним.
После заезда выяснилось, что произошло с экипажем Подъяпольского. Их катамаран был, как и наш новой конструкции. Его поперечины состояли из двух половинок, фиксация которых обеспечивалась за счет натяжения троса. В одном из сливов в конце трассы трос ослаб, и катамаран расстыковался на два поплавка. При этом один из членов экипажа на не перевернувшимся поплавке дошел до финиша. Остальной экипаж частично самостоятельно добрался до берега, частично был спасен страховавшими с берега «живцами». Факт развала катамарана в пороге был квалифицирован, как переворот, что означало незачет этапа и перемещение экипажа в самый низ турнирной таблицы. Команда подала протест, что переворота не было, а был смыв с судна трех гребцов, что карается значительно меньшим штрафом, но протест не был удовлетворен. Таким образом, наша задача занять не последнее место среди московских экипажей несколько облегчилась, достаточно было не перевернуться ни на одном из этапов.
Третий этап был скоростной. Нужно было с минимальным временем пройти участок от порога Бегемот до порога Турбинный. Этот этап выиграл двухместный катамаран с байдарочной посадкой.
Четвертый этап планировался, как технический. Его было намечено провести на пороге Турбинный. Порог относительно короткий, около ста метров. Русло разделено скальным островком на две протоки. В обоих протоках крутые сливы с мощными бочками, которые способны перевернуть любое судно. Трасса на пороге была установлена, но организаторы из соображений безопасности решили отменить этот этап. Опасность заключалась в наличии у берегов припайного льда, шириной до пяти метров. Вероятность попадания гребцов после переворота под лед была высока, а вероятность их спасения из подо льда низка.
Следует отметить, что обеспечение безопасности во время соревнований находилась на высоком уровне. По берегам при прохождении технических этапов были расставлены многочисленные живцы в гидрокостюмах и ластах, а с воды страховка осуществлялась несколькими катамаранами.
Несколько слов хочется сказать о весенней алтайской природе. Нас поразили замерзшие водопады по берегам ущелья, в котором протекает Чуя и толстый припайный лед по ее берегам. Все это сочеталось с ярким солнцем и температурой около 25 градусов тепла днем.
Последний технический этап проходил на пороге «Турклуб Горизонт», который, как и «Турбинный» с «Бегемотом» также является одним из сложнейших препятствий реки. Он расположен на левом повороте реки. Основную сложность препятствия составляет прижим к правой скальной стенке в середине порога. Эта стенка носит название «Ленинградской», но не в честь славного города, к трехсотлетнему юбилею которого мы готовимся, а в честь экипажа из этого славного города, который во время одного из соревнований был прижат к этой стенке. Наше выступление на этом этапе было относительно успешным, мы не перевернулись и заняли место в районе восьмого. Места нашего экипажа в общем, зачете не помню, но среди московских команд мы были вторыми.
Последним этапом должен быть скоростной этап от порога «Турклуб Горизонт» до Катуни. Этот этап был отменен из-за нехватки времени.
Эта поездка была очень интересна не только в спортивном плане. Нам представился редкий шанс, познакомится с природой весеннего Алтая. Река Чуя течет в красивом ущелье с крутыми берегами, покрытыми тайгой и разноцветным травяным покровом, расцветающим на глазах. Особенно поражают замерзшие водопады по берегам ущелья, в котором протекает Чуя и толстый припайный лед по ее берегам. Все это сочеталось с ярким солнцем и температурой около 25 градусов тепла днем.
Кроме выступления на Чуя–ралли 1984 года представители Тушинского клуба туристов участвовали в международном ралли на Чуе, проводившемся в 1989 году. В соревнованиях участвовали представители таких стран, как США, Германия, Австралия. Это соревнования позволили выяснить уровень развития водного туризма за рубежом и сравнить его с нашим. Основное отличие состояло в средствах сплава. За рубежом не применялись такие средства сплава по горным рекам, как плот на поперечных гандоллах, надувной катамаран и разборные байдарки. Основными средствами сплава, использовавшими туристами за пределами рубежей нашей обширной Родины, были «Рафт», и каяк. Рафт в дословном переводе с английского обозначает плот, но ничего общего с плотом в нашем понимании не имеет. Он представляет собой надувную лодку, по обводам напоминающую увеличенную ЛАС-5, выполненную из современных материалов. Наши коллеги используют два типа рафтов: первый с распашными веслами, второй с канойными. Рафт с распашными веслами идеальное судно для коммерческого туризма. Инструктор, по ихнему гид, с распашными веслами управляет судном, а заплатившие за путешествия туристы, вооруженные канойными веслами изображают греблю и получают удовольствие. Рафт с канойными веслами используется более опытными спортсменами.
Полиэтиленовый каяк, с которым наши туристы познакомились на Чуе, оказался уникальным судном, как выяснилось его практически нельзя пробить на камнях.
Начиная с 1991 года спортсмены из Тушинского клуба туристов регулярно участвовали в соревнованиях на кавказской реке Белая. Эти соревнования, как и Чуя-ралли, проводятся в период майских праздников. В соревнованиях участвуют представители многих городов России и ближнего зарубежья. В состав команды для участия в соревнованиях входили катамараны четверка, двойка и каяк. Введен так же свободный класс для плотов и рафтов.
Соревнования включают пять этапов, представляющих собой гонки на короткой трассе, установленной на порогах. Первый этап проходит на относительно несложном пятерочном пороге «Театральный». Этот этап является разминочным. Остальные четыре этапа проходят на порогах водопадах высотой до пяти метров.
Туристами, регулярно участвовавшими в соревнованиях по ТВТ, совершено много сложных путешествий.
Группа под руководством Игоря Сизова совершила следующие путешествия. На двух четырехместных катамаранах и малообъемных каяках была пройдена связка рек Утулик – Снежная на Хамар-Дабане. На четырехместных катамаранах и каяках, совместно с «Вольным ветром» пройдена тяньшаньская река Чилик. Наиболее сложные препятствия каяки не проходили, а их гребцы усиливали экипажи катамаранов. Вновь вместе с «Вольным ветром», но уже только на катамаранах пройдены памирские реки Обихингоу и Язгулем.
В Саянах была пройдена связка рек Балыктыг-Хем – Ка-Хем - Улуг-О – Бий-Хем. Для путешествия были использованы четырех и двухместные катамараны, малообъемная байдарка двойка, каркасно-надувной каяк и два канополо. Канополо показало себя судном вполне пригодным для сплава. Его основные достоинства были простота и быстрота изготовления и малые габариты. Эти суда легко транспортировались в любом транспорте и были приемлемы для волока. Во время пешей части канополо укладывалось поперек рюкзака.
При подготовке очередного путешествия участники группы Сизова пришли к любопытному заключению, что во время чисто водных путешествий за исключением берегов реки ничего и не видно. После этого стали планировать совмещение чисто водных путешествий с чисто пешими. Первое подобное путешествие было совершено в Фанских горах. Группа прилетела в Душанбе, и оставив в камере хранения чисто водное снаряжение, в недельное горное путешествие с посещением жемчужины Фанских гор - озера Искандер-Куль. После совершения горного похода, группа вернулась Душанбе, забрала из камеры хранения водное снаряжение, оставила там горное и отправилась в водное путешествие по рекам Капандар – Сардай-Мийона, совершив пеший подход к реке Капандар, протяженностью сорок километров, чрез перевал высотой четыре тысячи метров. В качестве средств сплава опять же использовались двух и четырех - местные катамараны, каяки и два канополо.
После этого было совершено еще два подобных путешествия по Тянь-Шаню. Первое включало в себя двухнедельный выход по горам Кунгей-Алатаоо и последующее прохождение реки Чон-Кемин. Второе горный выход в окрестностях Алма-Аты и водный поход по реке Чарын.
Группа Игоря Розенблюма совершила два суперпутешествия по Алтаю. Одно по классической шестерке реке Башкаус, второе по не мене сложной связке рек Ак-Акалаха – Аргут – Катунь. Оба путешествия были совершены на четырехместных катамаранах.
Группа Алексея Румянцева прошла на катамаранах и каноэ тяньшаньскую реку Чилик и Китой в Саянах, причем Китой был пройден легкими судами вместе с Моткиными Щеками.
Кроме того, в 1987 году представители Тушинского клуба туристов участвовали в общемосковском сборе – походе, проходившем на реках Чаткал и Пскем. В общей сложности в сборах участвовало 56 человек, из них Тушино представляло около 15 человек. Спектр средств сплава, участвовавших в сборе, был широк, основное судно был четырехместный катамаран, кроме них было несколько каяков, байдарка двойка и каноэ двойка. Результатом сбора было успешное прохождение рек Чаткал и Пскем с обносом ряда наиболее опасных препятствий.
Команда под названием ТКТ прекратила выступление в соревнованиях в 1997 году, после разгона клуба и ликвидации подвала возле метро «Тушинская», но отдельные ее воспитанники, в том числе и Ваш покорный слуга, продолжают участвовать в соревнованиях в составе различных коллективов.
• •
•
•
статьи •
•
•
•
•
|