главная>история>  ГОД 1975

ГОД 1975

Эдуард Космачев

Плодотворная идея является началом потока открытий

Пристройка - библиотека

С 1975 года установилась добрая традиция, когда туристы сами организовывали в клубе различные дела, которые заранее не планировались правлением. Например, Володя Болотов, работавший прорабом, привез машину стройматериалов и предложил построить помещение для библиотеки, а на антресолях над ней отвести место для МКК. Усилиями туристов, не затратив ни рубля чьих-либо денег, все это было построено, и, служило до переезда клуба в другое помещение. Больше всего из всех членов правления работы досталось Лиде Филатовой, которая с минимальной помощью скомпоновала библиотеку клуба, сделала каталог книг и отчётов, и обеспечивала ее работу, трудясь по несколько вечеров в неделю, прихватывая иногда субботы и воскресения.

На первых порах в библиотеку вошли книги и отчеты, которые принесли туристы клуба. Потом литература покупалась на деньги от организации слетов и соревнований. Московский клуб выделял небольшие деньги на оплату организаторов и судей слетов и соревнований, а актив, по взаимному согласию, этих денег не получал, и они шли на оплату книг, а впоследствии на оплату некоторого слесарного инструмента клубной мастерской, на приобретение двух пластиковых лодок и другие нужды клуба.

Организация библиотеки быстро оправдалась, так как стала большим подспорьем для актива клуба и слушателей школ. Последним, при подготовке маршрутов, иногда можно было не ездить для этого в библиотеку МГТК (Московского городского туристского клуба). Был сделан постоянный стенд библиотеки, где выставлялись образцы книг новых поступлений в библиотеку. Очень быстро библиотека ТКТ стала лучшей библиотекой после библиотеки МГТК. Отмечу, что библиотеки были в очень немногих районных клубах г. Москвы.

Проект минералогической выставки

Выяснилось, что у одного из туристов Тушинского района, громадное собрание шлифов различных камней. Он резал минералы и шлифовал, чтобы получилась какая-то интересная естественная картинка. Для этого надо было, как я понимаю, хорошо разбираться в минералах, иметь богатое художественное воображение и огромное терпение, так как один и тот же камень приходилось перетачивать несколько раз, чтобы добиться выполнения какой-то задумки. Я побывал у него дома, посмотрел коллекцию. Таких шлифов я не видел даже в музее минералогии.

Мы загорелись, хотели создать выставку, но были очень серьезные затруднения. Клуб не приспособлен для такого рода выставок - надо было делать витрины, выставлять охрану в каждом зале, договариваться с милицией о ночной охране. Можно было напрячься сделать витрины (а потом их куда-то убрать) но, главное, тогда народа в клубе было мало, устраивать выставку для 100-150 человек не имело смысла, а делать объявление в районе, и приглашать всех желающих было опасно - мы понимали, какую ценность имело это собрание. Кстати, туристская группа, в которую он входил, из года в год ходила в походы на север Архангельской области, где он и собирал, в основном, эти минералы.

Вечера кино- и диафильмов

Весной 1975 г. в клубе прошло несколько вечеров показа кино- и диафильмов. Потом это стало доброй традицией, и эти вечера стали устраивать каждый год. Участвовали на них не только кино- и фото-операторы тушинского района. Для организации вечеров впоследствии было приобретено два кинопроектора (на 8 и 16 мм), проектор для показа слайдфильмов, магнитофон и большой экран (на общественные деньги).

Образование МКК

Эдик Ворожбиев организовал МКК (маршрутно-квалификационную комиссию) и утвердил ее полномочия - на первых порах по воде до 3 категории сложности (к.с.), по пешим и горным - 1 к.с.. Впоследствии, полномочия тушинской МКК постепенно расширились до 5 к.с. по воде, а пешим и горным походам до 3 к.с. С тех пор слушатели школ защищали свои разработанные маршруты в реальной МКК.

Зачетный поход школы СТП

Школа СТП активно готовилась к весеннему зачетному походу по р. Прут (Карпаты). Эту весьма техничную и интересную реку впервые описали байдарочники из тушинского предприятия ПКПК (НПО "Молния"). Весной 1975 г. школа провела 4 водных выхода, на некоторых из которых присутствовал Эдик Ворожбиев.

При утверждении маршрута в московской МКК (школьные маршруты утверждались только городской МКК) возникли сложности. Инструктора в заявочных книжках честно зафиксировали опыт участников, которого формально не хватало для выпуска на маршрут, поэтому руководство школы приложило записку-просьбу засчитать суммарный опыт прохождения подмосковных рек и тренировок на них для утверждения маршрута. Школа тогда прошла четыре подмосковные реки, в том числе Волгушу и Каширку (на которых даже у школ высшей подготовки были кили).

Особенно доставал Коля Рязанский и его постоянный подручный Климов (они впоследствии все время пытались завалить защиту маршрутов тушинцев и, иногда их поддерживал в этом Леня Дубровский). Председатель МКК Толя Серебреников - мудрый человек и осторожный политик, занял нейтральную позицию. И только когда районная МКК написала прошение в городскую МКК, где признавала технический опыт прохождения подмосковных рек равносильным опыту прохождения маршрута 2 к.с., школу выпустили на маршрут. Школа не только прошла маршрут, но и успела второй раз пройти наиболее техничный участок реки - от Ворохты до Яремчи.

Список школы СТП - 75

1 отделение
  • Медведев Валерий Петрович инструктор
  • Кузин Александр Николаевич стажер
  • Адамович Елена Олеговна
  • Текучев Игорь Германович
  • Иевлева (Макарова) Ольга Ивановна
  • Щедрова Валентина Афанасьевна
2 отделение
  • Космачев Эдуард Андреевич - инструктор
  • Чернышева Екатерина Александровна - стажер
  • Герцман Борис Абрамович
  • Муравьева Ольга Николаевна
  • Печенов Алексей Сергеевич
  • Филиппова Екатерина Ивановна
  • Миронов Александр Петрович
  • Ряжнев Владимир Васильевич
3 отделение
  • Гуляев Игорь Борисович - инструктор
  • Точилина Надежда Евгеньевна - стажер
  • Дяченко Владимир Павлович
  • Емельянова Нина Владимировна
  • Коломенский Игорь Мотелевич
  • Скадин Владимир Владимирович
  • Платонов Александр Николаевич

Не все школьники смогли пойти в поход. Так в моем отделении не могли пойти Миронов и Ряжнев - они не получили справки об окончании школы.

Так получилось, что в третьем отделении оказалось три гитариста, и вся школа вечером собиралась (со своими дровами) в этом отделении. Помню ночевку на высоком левом берегу, сразу за водопадом в Яремче. Идет мелкий дождь, все тенты сосредоточились в 3-ем отделении, сводный оркестр из трех гитар самозабвенно наяривает мелодию, а остальные исполняют модную тогда "Песенку про собаку Тяпу, дворника…". Тогда-то, видимо, и родилась идея тушинского клуба самодеятельной песни.

С первой же школы установилась добрая традиция привлечения ее выпускников в актив клуба, тушинские выпускники школ участвовали в организации туризма на своих предприятиях. Саша Кузин, Игорь Текучев, Оля Муравьева, Володя Скадин впоследствии входили в правления клуба; Валя Щедрова и Катя Филиппова, вместе с ребятами, которые окончили последующие школы ТКТ, организовали впоследствии тур. секцию на крупнейшем предприятии Тушинского района "Красный октябрь"; Игорь Коломенский затем активно участвовал в работе клуба песни при ТКТ; Боря Герцман стал впоследствии председателем турсекции НПО "Молния".

Каркасная байдарка конструкции П. Добрынина

Руководя походом по р. Катунь в 1973 году я обратил внимание на самодельную лодку, в которой в параллельной группе шел Андрей Добрынин (брат Паши Добрынина). От имевшийся тогда в продаже промышленных байдарок (в том числе от лучшей из них RZ) и даже самодельных байдарок (например, известного московского конструктора снаряжения Коли Сазонова) она отличалась лучшими обводами (напоминающими обводы среднего спортивного пластикового каяка), простотой конструкции и существенно меньшим весом.

Водный туризм в СССР с самого начала развивался своим, отличным от остального мира путем. Европа всегда отличалась развитой сетью дорог. Любую лодку, независимо от габаритов, можно доставить к любой точке начала сплава, а по окончании маршрута - вывезти.

Типы судов для сплава по рекам развивались параллельно спортивным гоночным: неразборные байдарки-одиночки (каяки), каное-одиночки, каноэ-двойки. Байдарки-двойки не развивались, поскольку от увеличения экипажа по сравнению с каяком, управляемость байдарки не увеличивалась как у каное-двойки, а в лучшем случае оставалась на том же уровне. В СССР разборные лодки Турист-2 появились в 1936г как альтернатива "бездорожью и разгильдяйству". При этом двухместные лодки имели существенное преимущество перед одиночками за счёт выигрыша в весе на человека.

В 1953г были выпущены довольно удачные байдарки "ЛУЧ" с практически цельнометаллическим каркасом, которые можно было использовать в трёхместном варианте, и, которые потом были заменены байдарками Салют М-4,7, Салют 5,2, и Ладога, форма которых видимо, копировалась с утюга. На них были различные прибамбасы для увеличения веса. Вот почему пришлось прибегнуть к импорту байдарок из ГДР и ПНР. Байдарки "Нептун" (ПНР) с надувными бортами имели неплохие обводы, но имели большой вес и стоимость. Поддувные борта не создавали в ней гладкости обводов.

Байдарки Колибри (ГДР) имели лучшею управляемость и ходкость, но шпангоуты, сделанные из многослойной фанеры, не выдерживали критики. Очень хорошими параметрами обладали байдарки "Дельфин" (ГДР), однако они попали только в прокатную сеть и быстро исчезли. Наибольшим спросом у понимающих туристов обладали байдарки "RZ-85" (ГДР), хотя они как и остальные импортные байдарки имели деревянные каркасы.

Сравнительные характеристики байдарок

Промышленные байдарки
Тип байдаркиГрузоп.КГДл. МШир. МВес КГКаркасЧисло
шпанг.
Тягов. ус.
при 12 м/с
Колибри 180 4,5 0,76 27 Дерево 6 1.8
Салют М-4.7 250 4,7 0,886 36 Металл, дерево 5 3,42
ЛУЧ 300 5.12 0,865 44 Металл, дерево 7 2,6
RZ-85 250 5,49 0,825 39 Дерево 7 2,22
Нептун 250 5,5 0,75 50 Дерево 6 2,26
Салют 5.2 350 5,2 0.98 42 Металл, дерево 6 3,1
Наиболее известные самоделки
Сазонова 250 5,09 0,9 36 Металл 6 1.82
Смирнова 250 4,78 0,84 23 Металл 6 2,36
Добрынина 230 4,5 0,75 16 Металл 7 1,6

Заметим, что все промышленные байдарки продавались в виде полуфабрикатов. Оболочки надо было протектировать по кильсону и стрингерам. Фартук надо было переоборудовать так, чтобы его не сбивало волной, оборудовать кольцами со срывными юбками (некоторые байдарки имели фартук с вшитыми юбками, которые завязывались верёвкой, что было недопустимо с точка зрения безопасности). В некоторых байдарках надо было усиливать шпангоуты, заменять деревянные стрингера на металлические, усиливать кильсон. Упаковки всех байдарок не выдерживали критики - каждую надо было переделывать.

Байдарки надо было оборудовать обвязками, спасконцами (я уже не говорю про сидения и упоры). Всё дооборудывание байдарки обходилось, по самым скромным подсчётам, ещё в добрый десяток килограмм.

Наиболее известные самоделки выглядели лучше, но ни у одной из них, кроме Добрынинской не было "изюминок", которые позволяли бы сказать - да, это та лодка, которая может принципиально изменить ситуацию. Байдарка П. Добрынина оказалась именно той лодкой, которая в корне изменила ситуацию в спортивном водном туризме.

Ведь почти до 1975г основным средством сплава для прохождения маршрутов высших категорий сложности, были именно байдарки, но произошел перелом - основным средством сплава на сложных маршрутах стали надувные средства сплава: ЛАСы, ПСНы и камерные плоты, у которых было два основных достоинства - вес,- менее 10 кг на одного гребца, и большая начальная остойчивость, которая позволяла проходить довольно крутые сливы, большие бочки, поганки, косые валы и т.п.

Чем же байдарка Добрынина отличалась от известных?

Эта байдарка не имела открытого кокпита, закрываемого фартуком - на деке было два овальных отверстия под гребцов, но дека расстегивалась от очка до очка при сборке и загрузке лодки.

Все шпангоуты были замкнутыми, что в несколько раз увеличивало их прочность и позволяло уменьшить вес.

Каркас был полностью цельнометаллическим. Трубы шпангоутов и кильсона профилировались прокаткой, чем достигалась большая жесткость при минимальном весе.

Байдарка имела профилированные сидения (банки) и упоры для ног и бёдер, чем обеспечивалась жесткость посадки и возможность использовать для управления слаломную технику.

Байдарка имела подрезку - поднятие штевневых окончаний относительно центра кильсона, довольно плавные обводы и обратную каплевидность (т.е. расширение кормовых обводов относительно носовых), что придавало устойчивость на курсе, отличную управляемость и ходкость. Уменьшенные объемы лодки требовали применения облегченного снаряжения и уменьшали сопротивление (парусность) при боковом и встречном ветре, что улучшило проходимость открытых водных пространств.

Таким образом, байдарка Паши Добрынина превосходила по всем параметрам все разборные двухместные лодки, сконструированные не только в СССР, но и во всём мире. Более того - по весовым характеристикам (на одного гребца) она превосходили многие другие средства сплава, что открывало широкие перспективы её использования на маршрутах с большими пешими подходами, и на связках рек.

В своих воспоминаниях П. Добрынин обстоятельно изложил, как он шел к этой конструкции байдарки, а также к конструкции каркасно-надувной байдарки.

Поход на р. Китой

Идея похода родилась в конце 1974 года. После участия в двух пятерках (Ка-Хем и Ока Саянская) и руководства походом 5 к.с. (Верхняя Катунь) можно было думать о более сложном маршруте.

В 1973 г. я защитил в МКК сразу два маршрута: на р. Катунь и р. Чуя. Относительно Катуни всё было ясно. Мы собрались пройти ее за 8 дней (нам запретили там прохождение 4-ого порога Щёк). День клали на переезд, а всё остальное время (14 дней) собирались посвятить Чуе (естественно без Мажойского каскада). Я консультировался по Чуе у ее первопроходителя (к своему стыду забыл его фамилию). Он оценил наши шансы на прохождение высоко и подписал маршрутные документы. Я не разделял его оптимизма и оценивал наши шансы на прохождение (ориентируясь в основном по фотографиям не более чем на 50 %).

В общем-то, с такими шансами мы не должны были идти на Чую, но я хотел посмотреть на реку более высокого класса, оценить возможности их прохождения, страховки на них, пройти кусок реки, если оценка будет благоприятной. Потом я прошел эту реку и поблагодарил Бога за то, что мы не пошли тогда на Чую. Наш уровень подготовки тогда не соответствовал сложности маршрута, к тому же 6 человек не могут там обеспечить страховку.

Катунь мы прошли (без учета спасработ) не спеша за 7 дней. После Щек нам пришлось почти неделю оказывать помощь группе Володи Меликова из Красногорска, которые тремя байдарками кильнулись на 7-ом пороге Щек, и потеряли при этом одного участника. Мне пришлось взять руководство двумя группами для поиска пропавшего участника. Идти на Чую после Катуни на несколько дней было безумием, к тому же группа тяжело переживала гибель туриста, с которым мы ехали в одном вагоне поезда.

Поэтому в 1975 году, когда начал складываться коллектив для похода в составе: Космачев, Костя Подъяпольский, Паша и Инна Добрынины, Наташа Назарова, Юра Макаров и Слава Кашкин было предложено два варианта маршрута: Алтайская Чуя и Саянский Китой. Оба маршрута были тогда предельными для прохождения байдарками. В мае я пошел в МКК на защиту маршрута, причем в качестве основного была заявлена Чуя, а запасного варианта - Китой. На Чую нас не выпустили, несмотря на то, что два года назад с меньшим опытом нас туда выпустили. Придирались к опыту Добрынина и Подъяпольского (у них была Карелия и весенние Кавказские реки), но на Китой нас выпустили.

Надо отметить, что к тому времени Китой штурмовало более десятка байдарочных групп, но ни одна из них не прошла успешно весь маршрут. Так, Московская группа Мыскина дважды пыталась пройти реку, и каждый раз оставляла там все свои байдарки. Даже при условии обноса Моткиных щёк на реке очень большое количество препятствий, большинство из которых сложные (в 6 или 7 раз больше, чем на верхней Катуни). К тому же на реке часто происходят ливневые паводки, и тогда обычные пятерочные пороги превращаются в предельные.

Что же позволяло надеяться на успешное прохождение такого маршрута?

  1. Высокий технический уровень участников, большой килевой опыт, опыт страховки и самостраховки.
  2. Снаряжение, обеспечивающее высокие эксплуатационные качества и эффективную безопасность.
  3. Высокий туристский профессионализм всех участников. Большая часть участников кроме Краснопресненских школ СТП училась в инструкторских школах.

Все перечисленные факторы позволили обратиться в Московскую водную комиссию с предложением оформить этот поход как экспедицию водной комиссии. Её председатель, Эдик Реут, ухватился за идею, т.к. поход действительно обещал революцию во многих отношениях, и соответственно, мог привести комиссии моральные дивиденды. Для нас это был способ пропаганды новых здоровых идей в водном туризме. По его окончании Добрынины и Костя сделали впечатляющий фотостенд и вывесили его в городском клубе. Слава Кашкин буквально на бис показал несколько раз в городском клубе фильм о походе. В Тушинском клубе фильм также произвёл впечатление.

У Кости Подъяпольского возникла идея пройти пешую часть маршрута в одну ходку. Это было возможно только при снижении веса судов более чем в 2 раза, существенного снижения веса другого походного снаряжения и раскладки. В то время даже плотовики, у которых вес средств сплава на одного участника был менее 10 кг, имели выходной вес более 45 кг. Тем не менее, решение было принято. Основная тяжесть работ по изготовлению байдарок легла на Пашу Добрынина. Но и всем остальным хватало работы, так как нововведения коснулись всего снаряжения, хотя и до этого похода мы пытались всячески снижать вес снаряжения.

Выходной вес на участника должен быть менее 40 кг (для женщин на 10 кг меньше), объем снаряжения и продуктов должен быть таким, чтобы он в основном мог быть размещен позади переднего гребца в байдарке (в центре ее вращения, чтобы уменьшить момент инерции судна и тем самым увеличить маневренность). Нос, корма и борта лодок заполнялись надувными элементами (надувные шарики в чехлах из лавсановый пленки). У каяка основной вес (продукты) располагался непосредственно за гребцом, а более легкие предметы снаряжения - дальше в корме, остальное пространство каяка, кроме места расположения гребца, заполнялось емкостями непотопляемости. Обеспечивался прогиб судов в продольной плоскости (как тогда говорили - создавалась подрезка, а говорили так потому, что на байдарках RZ, используемых на соревнованиях, для этого подрезали привальники), что также увеличивало маневренность лодок.

Все это обеспечивало существенные преимущества в управляемости груженых судов и позволяло эффективнее использовать технические приемы. Большой запас плавучести (у байдарок более 150 л) обеспечивал полную непотопляемость и увеличивал неуязвимость лодок при заполнении их водой после переворота.

У нас было несколько килей, лодки несло несколько километров, прикладывало к камням, но существенных поломок судов в походе не было.

В плане увеличения безопасности на байдарках и каяке устанавливались шитые обвязки (с минимумом узлов) и протекторы снизу. Лодки протектировались лентами ПВХ не только по кильсону и штевням, но и по стрингерам. В деку судов вшивались стропы, которые с одной стороны крепились к кильсону, с другой - к спасконцу.

В предыдущих походах были случаи, когда узел Рифовый, используемый на страховочных концах, не выдерживал нагрузки и самораспускался или, наоборот - веревку зажимало при выдергивании из петли ходового конца, так как она проходила через петлю коренного конца. Паша предложил узел, в котором при выдергивании ходового конца веревка просто соскальзывала с петли коренного конца, и случаев зажима веревок или самораспускания узлов у нас больше не было.

Обеспечивалась непотопляемость весел. Тщательно продумывалось личное снаряжение: делались полные гидрозащитные костюмы, так как предстояло проходить серии бочек в весьма длинных порогах, чем обеспечивалась лучшая работоспособность экипажей.

Особые требования предъявлялись к спасжилетам. В предыдущих походах по Риони в 1972 году и Катуни в 1973 году у нас было два киля, в которых участников, находящихся в стандартных авиационных спасжилетах, долгое время несло потоком на глубине, прикладывая к камням. Поэтому были сделаны спасжилеты, емкости которых в литрах были доведены до трети веса участников в килограммах. Причем основной объем спасжилета располагался спереди снизу, а задний располагался высоко, чтобы поддерживать голову, если участник при киле потеряет сознание. Спасжилеты оборудовались шлеёй, объединенной с грудной обвязкой, которые соединялись с кольцом для принудительной страховки, крепившимся к верхней части спасжилета. Испытания, проведенные на сильной струе, в Подмосковье показали, что при транспортировке не управляющего собой человека, его переворачивает лицом вверх и не притапливает. Спереди на спасжилете крепился нож - стропорез. По иронии судьбы стропорез в этом походе пригодился Косте Подъяпольскому (который не хотел его носить), когда спасконец, вымытый течением из кармана на каяке, опутал его ноги.

У каждого были наколенники, предохраняющие ноги от ударов о камни.

Все другое снаряжение пересматривалось с точки зрения дальнейшего уменьшения веса и улучшения эксплуатационных свойств. Паша сделал всем карманные динамометры, и каждый, при комплектовании предметов снаряжения и материалов для них, выбирал наиболее подходящие, с учетом требований облегчения.

Именно тогда протравлением в щёлочи алюминия добились уменьшения веса котлов, мисок и даже ложек вдвое (после чего по Москве поползли слухи, что в Тушино используют в походе ложки из проволоки и полиэтиленовой пленки). От кружек отказались совсем. Таганок сделали не с привинчивающимися ножками, а раскладным (преимущество - быстрота установки). Ручку лучковой пилы сделали составной, чтобы уменьшить габариты.

Паша Добрынин предложил конструкцию рюкзака из капрона, отличительными признаками которого явились: расширение к верху за счет клинообразных боковин, наличие силового каркаса из строп, увеличенная высота, по сравнению с Абалаковским рюкзаком, наличие внутренней стяжки. Объем его составлял 50 литров, но сверху, с боков и снизу были петли, позволявшие навешивать груз в любом месте. Конструкция позволяла делать уложенный рюкзак плоским и высоким, сместить центр тяжести к спине и вверх. Ширина была выбрана 45 см, что обеспечивало нормальный проход в двери общественного транспорта. Прочность рюкзака испытывалась прыжками с высоты 1 м и грузом 60 кг. И все это при весе рюкзака менее 600 г.

Общественный тент и тенты на палатки склеили из лавсановой пленки. Она при ветре сильно шуршала, но достигалась экономия веса вдвое по сравнению с имевшимися тогда другими материалами. Были сделаны кофры, защищающие кино- и фотоаппаратуру не только от влаги, но и от ударов.

Все это позволило довести выходной вес на мужчину до 38,6 кг, а женщин - менее 30 кг. Впервые волок для байдарочника стал пешей частью маршрута. Мы вышли на реку свежими, неизнуренными, и прошли водную часть без особых потерь (было потеряно два весла, но одно было запасное, а другое сделали из дерева), хотя было несколько килей.

Однажды унесло лодку, но не смотря на то, что ее несколько километров кидало по камням, мы нашли ее совершенно целой.

Впервые в походной своей практике ставили страховку живцом перед водопадом после двойной линии береговых спасконцов. Таким образом, этот поход оказался революционным во всех отношениях, показал неограниченные возможности самодельных байдарок и каяков, дал направления в совершенствовании снаряжения, методов и приемов страховки, открывал для байдарочников перспективы походов по связкам рек.

Кстати на этом маршруте нами применялся контроль, и самоконтроль участников на пешей части маршрута по успокоению пульса после нагрузки и по другим показателям. Объективный контроль показывал отличное состояние участников, даже при преодолении крутых тягунов на подходах к перевалу, облегченное снаряжение при движении в одну ходку объективно давало отличные результаты и открывало большие перспективы в прохождении больших забросок.

Во время прохождения маршрута на реке наблюдалось два мощных дождевых паводка, которые сделали и без того достаточно сложный маршрут еще более напряженным. Когда после Моткиных Щек мы спустились к прибрежному галечнику прошли мощные ливни, по реке плыли вырванные с корнями огромные деревья, а сама река бесновалась и постепенно затапливала галечник, на котором мы стояли.

Время поджимало, нужна была психологическая разрядка. Разрядка пришла сама собой в виде пункта на карте, помеченного как зим. Бабкова, где у нас предполагалась дневка. Постепенно все стали фантазировать о том, какая там будет баня, какие развлечения нас там ожидают. Исподволь ЗИМБАБКОВО выросло, в разговорах, до крупного населенного пункта с международном аэропортом, ночными клубами, кинотеатром, лучшими в мире ресторанами и магазинами. Реально истопленная банька и скромный праздничный ужин действительно оказались самыми лучшими на свете, и маршрут мы закончили в самом лучшем расположении духа, как будто мы возвращались не с напряженного маршрута, а с самого лучшего курорта страны.

Школа НТП

В конце сентября 1975 г. начала работать школа НТП, предшествующая школе СТП. Такая сдвоенная школа была весьма неудобна инструкторскому составу, так как существенно увеличивала период обучения, но она позволяла подтянуть уровень новичков до среднего уровня состава школы СТП, отсеять случайных людей до начала основного этапа обучения. Заканчивались такие школы НТП либо пешим, либо лыжным маршрутом по Подмосковью, либо двоечным маршрутом на Кавказе (Кура, Алазань).

Впоследствии почти все школы СТП проводились с начальным периодом обучения.

Начало бума самодельного снаряжения

Осенью того же года на соревнованиях по ТВТ команда "Вольный ветер" и отчасти команда ТКТ участвовали в соревнованиях на новых самодельных судах. Все участники соревнований сразу же оценили их преимущество и начали спешно строить подобные лодки. Весной 1976 г. на таких байдарках уже выступала 1/3 участников первенства Москвы по ТВТ. Через ТВТ туристы страны, как и туристы Москвы, по достоинству оценили новые лодки, и тоже начали принимать их на вооружение. Московские самодельные лодки на внутреннем рынке страны шли в 5-10 раз дороже, чем "Салюты", и становились базовыми для копирования, а в последствии и для создания разнообразных новых моделей.

Лодки потянули за собой модернизацию другого снаряжения - весел, спасжилетов, палаток... С этого момента в стране начал постепенно нарастать бум строительства самодельного снаряжения.

В ТКТ этот бум принял характер эпидемии. Из Внукова через знакомых туристов удалось привезти целый грузовой фургон списанных аварийных самолетных трапов, которые были сделаны из достаточно прочного диагонально-дублированного прорезиненного капрона, он годился и для оболочек самодельных лодок.

Под руководством Юры Макарова каждый желающий мог построить себе лодку. В числе строителей были Орловский, Ворожбиев, Кузин, Потеев и многие выпускники школы 1975 г., а затем и 1976 г. Было сделано необходимое оборудование: верстаки, шкафы для хранения инструментов и заготовок, прокатка, гибочные приспособления, фильеры, приобретен инструмент. На законченных лодках обычно приклеивали содранную с трапа надпись "Сплавсредством служить не может".

Перед самодельщиками была поставлена задача сделать для клуба общественные лодки (для соревнований и тренировок школ). Этих трапов хватило клубу до перехода изготовления оболочек на ткани, покрытые ПВХ. Эти ткани обладали большей прочностью, износоустойчивостью и улучшали динамику судов за счет лучшего обтекания судна потоком.

Соревнования по ориентированию и их значение

Осенью же были проведены соревнования по ориентированию на первенство района. Сначала к организации этих соревнований привлекались ведущие ориентировщики района, потом в клубе воспитались неплохие ориентировщики, которые уже самостоятельно организовали соревнования: Володя Андреанов, Боря Герцман и другие. Я лично относился к соревнованиям по ориентированию как к самому лучшему способу общефизической и психологической тренировки, изучения приемов и методов ориентирования в походе.

В турсекции ПКПК мы участвовали в 20-25 соревнованиях по ориентированию и вдвое большем количестве тренировок в год. Я никогда не чувствовал себя так прекрасно, как в те годы. Все-таки бег в пределах города (даже тогда, когда машин на улицах было в 10 раз меньше, чем сейчас) давал существенно меньше. Но, главное, это был не просто бег, а физическая нагрузка в процессе которой ежеминутно надо было решать задачи по ориентированию, выбору оптимального маршрута, правильному распределению сил в зависимости от условий ориентирования др.

При работе в ТКТ я уже не имел возможности для подобных тренировок, но на всех тур. слетах, школах соревнования по ориентированию включались постоянно. И надо отметить, что это существенно облегчало тушинским тур. группам ориентирование на маршрутах.

С течением времени правила соревнований, карты для ориентирования всё больше отходили от реальных условиях ориентирования на тур. маршрутах и, потому, я сам перестал участвовать в классификационных соревнованиях, ну а в клубе старались проводить соревнования так, чтобы они давали возможно больше для ориентирования в реальных условиях, для привлечения к этим соревнованиям возможно большего количества участников.

Даешь три похода в год!

Еще в Краснопресненском клубе активные туристы-водники участвовали как минимум в 3-х водных походах в год: на майские праздники, в летний отпуск и на ноябрьские праздники. Эта хорошая традиция, которая позволяла все время держаться в форме (наряду с тренировками и соревнованиями), была продолжена и в ТКТ. На ноябрьские праздники 1975 года была организована экспедиция водников на р. Арагви (Восточная Грузия). Руководителями были Надя Точилина и Алла Брусенцова. Участники были не только от ТКТ: Космачев, Володя Ряжнев, Юра Макаров, Володя Скадин, Оля Муравьева…, но и от Вольного Ветра: Миша Гальперин, Костя Подьяпольский, Паша Добрынин, Наташа Назарова, Юра Головач…; 50% судов в этом походе были самодельными. С погодой тогда не очень повезло, но, в общем, все прошло замечательно.

Первый организатор ТВТ в клубе

Продолжались поиски людей в правление. По направлению ТВТ, водных тренировок я хотел договориться с тушинцем - Витей Хорунжим, который жил на Волоколамском шоссе, недалеко от Сходни (думаю, тогда тренировочная база у Сходни появилась бы для клуба существенно раньше). Но у него тогда только родилась дочь, и договоренности достигнуто не было. В 1974-1975гг. клуб уже участвовал в соревнованиях ТВТ. Заявку отвозил обычно Ю. Макаров. Кто участвовал - не помню, но помню экипажи. Дяченко - Точилина, Космачев - Федотова Таня, Макаров - Болотов.

Для соревнований сделали байдарку странных обводов (одинаковых с носа и кормы), но с дополнительным поясом стрингеров, чтобы скруглить борта.

Свято место пусто не бывает, и как-то само собой получилось, что соревнованиями по ТВТ занялся Равиль Потеев - он обеспечивал комплектование команд, тренировки, подачу заявок на городские соревнования, организацию клубных соревнований по ТВТ, и занимался этим до прихода в клуб Игоря Сизова.

Я не настаивал на включении его в состав правления клуба, а вот Миша Орловский вошел в правление в качестве председателя комиссии по подготовке кадров, и занимался этим до конца работы клуба, за исключением небольшого периода, когда это направление вел Коля Дмитриевский.

Слет туристов

В 1975 году прошел второй общетуристский слет Тушинского района. В нем уже участвовало более десяти команд, программа была предельно насыщенной, как во все последующие годы. Память не сохранила каких-либо подробностей о том слете, так же как о первых районных соревнованиях по ТВТ. Обычно первые соревнования (мероприятия) для организаторов запоминаются хорошо, но здесь почему-то произошел сбой. В мае инструктор клуба заболел, а в октябре Григорий Лейбман умер. Полгода клуб работал без инструктора.