ГОД 1976
Эдуард Космачев
"Недалекие люди верят в удачу,
сильные - в причину и следствие."
(Р. Эмерсон)
Водная школа СТП
Вторая школа СТП под руководством Орловского и Космачева собрала весьма сильный инструкторский состав и набрала вдвое больше участников, чем предыдущая. Было организовано 4 отделения (инструктор - стажер): Соколов Слава - Брусенцова Алла, Боголюбов Саша - Слепов Олег, Космачев Эдик - Кузерин Витя, Орловский Миша - Киселев Лёня. Благодаря такому сильному составу удалось пересмотреть концепции обучения по некоторым темам обучения туристов.
Возьмем для примера ориентирование. Казалось бы, проводя школы из года в год, трудно ожидать по этой консервативной теме каких-либо открытий, нововведений, методических находок. После двух-трех занятий в классе, посвященных работе с картой, мы выходили на местность, на которую имелась хорошая карта для ориентирования, и по этой карте ставились все более усложненные задачи, вплоть до выхода на ориентир по оптимальному маршруту, по азимуту, постановке задач по потере и восстановлению ориентировки.…
В походах у бывших выпускников наших школ проблем с ориентированием не было. Но, в связи с напряженным состоянием с картографическими материалами для походов и использованием на маршрутах неполноценных карт, мы считали, что надо искать другие формы обучения ориентированию, которые могли бы скомпенсировать недостатки используемого в походах картографического материала.
Проблемы туркарт
Напомню: партийные органы считали, что наличие подробных карт в открытом обращении может подорвать идеологические основы и обороноспособность СССР. В открытой продаже тогда можно было купить только административные карты - шестикилометровки и схемы популярных туристических маршрутов, которые преднамеренно и изощренно искажались соответствующими НИИ. В любой западной стране, например в Финляндии, можно было купить в открытой продаже карту любого района СССР любого масштаба. Но в загранпоездки, особенно работающим в "ящиках" (закрытых оборонных предприятиях, на которых трудилось 80% тушинцев), попасть было невозможно.
Дело дошло до того, что туристские группы на многоместных судах (плоты, ЛАСы, катамараны) брали лоцмана, который в процессе управления судном не участвовал, а основной его задачей было ориентирование. Составлялись так называемые ленты маршрутов: спрямленные схемы реки без привязки по сторонам света, на которых в произвольном масштабе обозначались устья рек и ручьев, места и признаки препятствий, характерные ориентиры на местности (рыжая трапециидальная скала, останец, напоминающий голову старухи, клинообразная осыпь, Z-образный поворот реки…), и поставлены интервалы времени в часах и минутах от начала сплава. Если тур. группа попадала с такой лентой в другую воду, или дул встречный ветер, интервалы времени резко не совпадали, и группа часто теряла возможность ориентироваться. Мы попросили городскую МКК убрать из библиотеки отчеты с лентами маршрутов.
Чаще использовались …цатые выкопировки карт неизвестного происхождения, в которых от копии к копии накапливались неточности а, главное, было неизвестно насколько эти карты стары.
В 1966 году наша группа совершила пеше-водный (плоты) поход: с. Вижай - р. Вишера - г. Красновишерск с пересечением северного Урала в ненаселенной местности с Востока на Запад. Карта и описание попались весьма старые, а на местности произошли громадные изменения: вырублена большая часть леса, но двигаться можно было только по старым лесовозным дорогам, которых на карте естественно не было, двигаться по азимуту было невозможно, так как на местности оставались завалы сваленного и брошенного леса. Ориентироваться можно было только по гидрографической сети, но вдоль рек двигаться было тоже невозможно.
Пришлось при движении по дорогам строить точные азимутальные ленты маршрута, вносить поправку на магнитное склонение (а там оно составляло почти 20°), и наложением на карту определять местонахождение и выбирать из всех дорог, те которые нам больше подходили. Тогда нам удалось точно подойти к тропе ведущей через перевалы.
При первопрохождениях рек поступали по-разному. Идеальный вариант, когда были нужные знакомые среди геологов. При наличии соответствующих документов они могли в картографических институтах делать выкопировки карт (без названий, дорог и прочих признаков, по которым можно было идентифицировать карту с реальной местностью). Потом из разных источников наносились населенные пункты, дороги, названия…- и это были самые полноценные карты.
Такие карты, например, подарил нам Валера Зунделевич в 1971 году, когда мы проводили школу СТП на р. Кожим (Приполярный Урал) с пересечением хребта Малды-Нырд и первопрохождением р. Балбан-Ю.
При нашем прохождении и описании р. Прут (Карпаты) была проведена глазомерная съемка верховьев реки до водопада в Яремче. Тот, кто шел по нашему описанию, мог оценить этот труд. При прохождении некоторых кавказских рек в качестве топографической основы использовались двухверстки Главного Генерального штаба 1912 г., на которые были нанесены дороги, населенные пункты, новые названия из туристических схем популярных маршрутов. Но, строго говоря, это все были эрзацы карт, к восприятию которых требовалась определенная подготовка.
Новая методика обучения ориентированию
Новая методика обучения по ориентированию заключалась в следующем. Слушателям школы выдавались карты трех видов:
- Довоенная пятисотметровка, имеющая хорошую топографическую основу, но сильно устаревшая.
- Двухкилометровка послевоенная, но трудночитаемая из-за большого количества пересъемок и значительно генерализованная.
- 200-250-метровки, карты ориентировщиков на некоторые участки местности.
Сочетание карт позволяло ставить задачи по непрерывному комплексному ориентированию, по переходу с карты одного масштаба, на карту другого масштаба, по чтению генерализованных и старых карт.
Были разработаны методики соответствующих занятий, которые дополнялись занятиями по глазомерной съемке местности с последующим нанесением маршрута и контрольных пунктов на карту ориентировщика, по самостоятельному выходу на точечный ориентир на достаточно большом расстоянии.
Для инструкторов в последнем занятии сложность заключалась, в том числе в том, что они после разводки слушателей на 0,5 км (а пар слушателей было до 15) должны были проложить правее или левее зоны ориентирования маркированную лыжню (чтобы слушатели не вышли за зону ориентирования) и по возможности первыми придти на пункт сбора, чтобы обозначить точно точку встречи, встретить слушателей, организовать сбор тех, кто далеко отклонился от точки встречи, организовать сушку и т.д. И хотя костровые принадлежности и обед давались самым надежным слушателям, могло быть всякое. В качестве стопорного ориентира выбиралась река, и при такой организации занятий не было заблудившихся и срыва занятий.
Обстановка занятий заставляла каждого слушателя ориентироваться самостоятельно. Такая разносторонняя подготовка по теме давала полную гарантию от случайностей в ориентировании в самых неблагоприятных условиях.…
Надо правда заметить, что все методики обучения годились для слушателей, которые хотели научиться этому (а в школы попадали иногда люди, которые считали, что они уже почти всё знают) и первой задачей инструкторов было показать каждому слушателю, что ему есть чему научиться в любом виде подготовки.
Размножение учебных материалов
К началу работы школы были составлены учебные материалы по топографии и туристическому снаряжению. Встал вопрос о размножении этих материалов.
Они были написаны мелким почерком, но все равно это было 8 листов формата листа А2, а количество слушателей около сотни. О том, чтобы сделать копии на своем предприятии не могло быть и речи - у нас в множительном отделе стукачом был каждый второй, в фотолаборатории стукачей было меньше, но, главное, там были свои ребята - туристы, и с размножением карт проблем не было. Выручали слушатели - у кого с этим было полегче.
Задание на разработку маршрута
Рассмотрение всех нововведений заняло бы слишком много времени, по этому, в качестве примера, приведу самый короткий в изложении. До этой школы темы разработки маршрута, работы МКК и защиты маршрута, разработка питания на поход шли разрозненно. Идея состояла в объединении многих тем вокруг задания по разработке маршрута. Слушателям давалось задание на разработку маршрута (свою голубую мечту), к определенным фазам выполнения задания начитывались лекции, проводились консультации, в том числе в реальной МКК, питание разрабатывалось под выбранный маршрут, срок проведения, состав участников, проводилась защита маршрута в реальной МКК.
Помню, как один из слушателей моего отделения Игорь Мазаев готовил маршрут по р. Волге. Хотя маршрут соответствовал целям, которые он поставил, я пытался уговорить его выбрать другой маршрут, так как для байдарок такие маршруты малоинтересны, но он уже подобрал для этого похода сослуживцев по работе, и маршрут уже был принят группой. Мне ничего не оставалось, как обеспечить подготовку этого маршрута более качественно. Я его предупредил, что самое сложное будет выполнение графика движения, так как однообразие и населенность местности будут этому препятствовать. Руководитель оказался упорным, график маршрута был выполнен, но ни один участник впоследствии в походы не ходил. Меня утешало только то, что с точки зрения учебности руководитель получил все сполна.
Тренировочный и зачетный походы
Школа провела тренировочный майский поход по р. Мста и зачетный поход по р. Уба (Алтай). К сожалению, в маршрутных документах было указание на обнос Больших Убинских порогов (БУП) в большую воду. Была как раз большая вода, и мы обвезли байдарки на тракторной телеге.
Список школы СТП-76
1 отделение
- Соколов Вячеслав Николаевич - инструктор
- Брусенцова Алла Алексеевна - стажер
- Буянов Борис Николаевич
- Знаменский Борис Леонидович
- Лобанова Лидия Сергеевна
- Петраков Владимир Иванович
- Родионова Татьяна Алексеевна
- Ряжнев Владимир Васильевич
- Тенишева Валентина Георгиевна
- Сиваева Наталья Николаевна
2 отделение
- Боголюбов Александр Кириллович - инструктор
- Слепов Олег Гаврилович - стажер
- Анашкин Александр Георгиевич
- Алтухов Николай Михайлович
- Васильев Николай Викторович
- Мячиков Юрий Викторович
- Нигматулин Мансур Закирович
- Рядчиков Александр Иванович
- Сечкарев Федор Иванович
3 отделение
- Космачев Эдуард Андреевич - инструктор
- Кузерин Виктор Николаевич - стажер
- Агафонова Раиса Васильевна
- Андриянов Владимир Михайлович
- Шаргородская Эмилия Павловна
- Голик Александр Владимирович
- Гусев Юрий Борисович
- Черных Александр Федорович
- Загадская (Скадина) Елена Саввишна
- Цуркан Анатолий Захарович
- Терентьев Игорь Петрович
4 отделение
- Орловский Михаил Владиславович - инструктор
- Киселев Леонид Егорович - стажер
- Абросимов Юрий Вячеславович
- Бунев Александр Иванович
- Голованов Иван Александрович
- Жуков Владимир Григорьевич
- Кочерга Константин Петрович
- Майорова Галина Федоровна
- Марков Николай Николаевич
- Минда Марина Владимировна
Вспоминается кое-что из весеннего похода, например, как мы долго ходили, выискивая речку Понеретовку до того, как она окончательно уходит под землю. Может быть, я путаю (на Мсте я был несколько раз) - выше Большого Порога, там, где обычно заготавливают дрова для готовки на нижнем участке, мы застали низовой пожар. Слушатели школы минут за 20 веслами и ведрами затушили пожар.
Еще эпизод: отделение отрабатывает носовой траверс, я сопровождаю очередной экипаж, вдруг крик сменного руководителя. Андриянов кильнулся. Он забыл, в какую сторону нужно держать крен, в результате лег на струю. Передаю руководство занятиями Вите Кузерину, и с еще одним экипажем пытаюсь догнать кильнувшихся, которых тянет на дерево, смытое водой. Сделать ничего нельзя - инструктирую как надо вести себя, чтобы байдарка не ушла вниз. Володя цепляется за корни, я захожу снизу и по дереву пробираюсь к ним. Володя выглядит сконфуженным, а у Раи Агафоновой глаза на пол-лица, а в них недоумение, испуг, мольба о помощи.… Вытаскиваю первой ее, и подоспевший второй экипаж переодевает ее тут же на дереве…
Несколько слов о своем стажере - Вите Кузерине. Не смотря на то, что до этого у него не было опыта работы в школе, он в этой школе мог бы самостоятельно вести отделение, благодаря тому, что из школы инструкторов вынес максимум возможного, быстрому вхождению в новый вид деятельности, колоссальной работоспособности, несомненному педагогическому дару и оптимизму. Ведя занятия, мы понимали друг друга с полслова. Он всегда оказывался там, где это было нужным в каждый учебный момент. Я задумывался: это что - только педагогический дар? Ведь слушатели отделении, которых он вел, всегда отличались высоким интеллектуальным уровнем. Нет, как оказалось потом, он был на высоте в любом качестве: инструктора, руководителя школы, инструктора всесоюзного семинара инструкторов-методистов, руководителя туристских групп, в качестве организатора слетов и соревнований, в качестве методиста при разработке учебных программ и методичек. Как говорится - если уж человек талантлив, то талантлив во всем.
Туристы - книголюбы
В начале года прошли вечера кино- и диафильмов по различным районам Союза. Хочется отметить еще одно направление общения участников походов на этих вечерах. Хорошо известно, какими большими тиражами издавались тогда книги. Тем не менее, хороших книг в те времена было достать достаточно трудно. А туристы, как мне казалось, были самыми читающими в нашей самой читающей стране. Иногда уникальные книги можно было найти в книжных магазинчиках заштатных населенных пунктов в отдельных районах. И вот при встречах туристы обменивались информацией еще и о том, где какие книги можно было достать. Кстати, некоторые книги, особенно по гидрологии удаленных районов были приобретены для библиотеки клуба именно в таких магазинчиках.
Конструкторский раж и оценка судов
Зимой и весной почти каждый день в клубе велись работы по строительству самодельных судов. Делались байдарки и каяки самых разных обводов и конструкций. Каждый изощрялся, как хотел. Дирекция городского клуба запрещала изготовление снаряжения в помещениях клубов, однако, к нам претензий не было, т.к. наш клуб, единственный из всех, сделал общественные лодки и наличие в клубе верстаков, приспособлений, слесарного инструмента объяснялось необходимостью ремонта общественных судов.
Летом были проведены уникальные районные соревнования по ТВТ, на которых главным пунктом был конкурс на лучшее самодельное судно. (В нем участвовали байдарки Кочерги, Гальперина, Орловского, Дяченко, Добрынина, Космачева и др.). Конкурс состоял из трех этапов. На первом лучшие экипажи, в основном, из "Вольного Ветра" по очереди проходили трассу ТВТ на всех представленных судах.
Список экипажей-испытателей
- Новиков А. - Милов Е.
- Гальперин М. - Довлеканова А.
- Подьяпольский К. - Винокурова
- Дяченко В. - Точилина Н.
- Добрынин А. - Скадин В.
- Андриянов В. - Печенов А.
- Добрынин П. - Добрынина И.
Затем таким же образом проходили соревнования на раскрутку судов за 5 минут в одну и другую стороны. На третьем этапе судейские экипажи давали субъективные оценки лодок по своим впечатлениям (не зная объективных оценок по прохождению трассы и раскруткам). Экипажи "Вольного Ветра" привлекались для того, чтобы обеспечить максимальную объективность конкурса. Не помню, чья лодка заняла первое место, но помню, что это была лодка близкая по обводам спортивному пластиковому каяку и, соответственно, обводам лодки Павла Добрынина. Отрыв в результатах был большой и весьма убедительный, и изготовление лодок с отфонарными обводами и крайне экзотических конструкций прекратилось, зато больше стали читать литературы, посвященной выбору обводу судов. Насколько я знаю, никто нигде таких конкурсов не проводил.
Мертворожденные идеи
Но не только туристы ТКТ и "Вольного Ветра" посещали революционные технические идеи. Например, в альманахе "Ветер странствий" №11, ФиС, 1976г. был опубликован последний писк человекообразных из многочисленного отряда "не владеющих техникой" - статья Г. Колосова "К возможностям байдарки на большой воде". Автор делится опытом ломового прохождения таких рек как Ока Саянская, Риони, Нижняя Катунь. Он предлагал использовать объемные байдарки типа Салют 5,2, Нептун, Ладога, Луч нагружая их балластом более 70 кг, и проходя все валы и сливы в лоб с управлением рулем и ничем более. Он утверждал, что за счет повышения статической и динамической остойчивости получается минимум килей. Превращая байдарку, основное качество которой - маневренность, в болванку, практически без управления. Автор встал по существу на сторону Лени Дубровского и К°, определяющих погоду в московской МКК. Автор не описывает, что будет, если этот дредноут, нагруженный камнями, все-таки кильнется или налетит на камень, но это и так понятно.
Вот как автор описывал прохождение в лоб валов в 1,5м с обратным накатом (бочек): "При столкновении с таким валом ни о каком взлете (на вал)не может идти и речи: нос вязнет как в глине, матрос получает запоминающийся удар, и байдарка буквально останавливается, стремясь развернуться лагом, юбки сбиваются с фартука наверняка. Прохождение можно считать благополучным, когда неполоманный корабль, устояв всплывает, и пришедший в себя экипаж находит место, чтобы отчерпаться". Чтобы при этом в лодку набралось меньше воды, автор предлагал вставлять в оба очка герметичные мешки. Он отмечал, что в условиях каньонов страховка таких судов бесполезна, т.к. судно с массой более 400-500 кг не всякая веревка удержит, а возвращение на киль тяжелой лодки экипажем с воды невозможно. Так ради чего же возникла эта идея?
Клуб песни ТКТ
Но один день из семи в неделе помещение клуба отдавалось песенникам. Движение это возникло стихийно. Сначала по четвергам (клубный день) собирались любители и исполнители авторской песни, чтобы вместе попеть любимые песни. Потом стали приходить друзья - просили показать аккорды той или иной песни, потом начали разучивать новые песни, участвовать в деятельности Маевского Куста КСП, в Московских конкурсах КСП. Потребовалось помещение, и им был выделен свой день для встреч (потеснив самодельщиков). Организатором Тушинского клуба песни стал Володя Скадин - выпускник школы СТП 1975 г. Вскоре случилось так, что ни одно мероприятие, связанное с исполнением песен, особенно самодеятельных авторов, в районе не обходилось без них. Тушинские туристические слеты из-за обширной песенной программы стали богаче, интереснее. Организовывались выступления самодеятельных исполнителей авторской песни в разных залах, в основном в школах (сохранилась эмблема, посвященная выступлению ансамбля КУ-КУ в школе № 883 22 октября 1976 г.)
В 1976 г. был проведен конкурс КСП Тушинского района. Деятельность клуба песни существенно разнообразила всю жизнь клуба ТКТ. Я был большим приверженцем авторской песни, собирал тексты, магнитофонные записи.
В 1973 на предприятии ПКПК мы организовали редакторскую группу для выпуска сборника 100 лучших самодеятельных песен. Тексты, снабженные рисунками, были напечатаны на кальках. Среди туристов и просто любителей песни была произведена подписка на сборник (1 рубль). Сборник был напечатан подпольиздатом тиражом около 10 тысяч экземпляров. Надо отметить, что ни один из тысяч обладателей сборника не настучал в компетентные органы. Через некоторое время сборник пришлось доиздать.
Являясь председателем правления клуба, из-за полного отсутствия свободного времени я, к сожалению, не мог уделять внимания клубу песни, поэтому, знаю о его деятельности весьма поверхностно. Когда обращались, я делал эмблемы к мероприятиям клуба песни, помогал достигнуть договоренностей по помещениям и т.п. Надеюсь, что Володя Скадин сам напишет о песенном направлении деятельности клуба.
Поход на р. Кантегир
Летом 1976 г. был проведен еще один знаменательный поход - на реку Кантегир. Причин для этого похода было несколько. Во-первых, в походе участвовали две параллельные взаимодействующие группы (Орловского и Космачева). И первой целью была отработка методов взаимодействия групп, очень важная в учебных и очень сложных походах, когда одна группа не может, например, сама обеспечить полноценную страховку. Второе - все экипажи шли на самодельных судах с облегченным снаряжением и облегченной раскладкой. Пешую часть маршрута через перевал Медвежий мы прошли совершенно спокойно в одну ходку.
Почти все участники похода были из Тушинского клуба, и их стоит перечислить: Боголюбов Саша, Толкалина Людмила, Гальперин Миша, Болотов Володя, Дяченко Володя, Назарова Наташа, Точилина Надя, Слепов Олег, Кузерин Витя, Брусенцова Алла, Кочерга Костя, Сиваева Наташа. Большую часть походных групп составлял инструкторский состав школы СТП.
Чтобы успеть пройти маршрут по Кантегиру пришлось немного смазать окончание похода на реку Уба (участок после БУПа мы прошли за 3 дня, практически без занятий). В этом была определенная ущербность по отношению к учебности зачетного похода школы. Многие слушатели в отзывах о школе отметили гонку на конечном участке маршрута. К тому же в туризме существует негласный закон - поход кончается при возвращении домой (в Москву). С Убы весь состав школы сопровождал практически один Слава Соколов. Он с этим справился, но другие инструктора чувствовали себя все-таки не в своей тарелке.
В 1977 году мы готовились провести школу инструкторов - руководителей сложных водных походов. Планировалась эта школа с зачетным походом по р. Кантегир, и надо было оценить учебные возможности реки. Несмотря на то, что девушки составляли почти 1/3 участников, а сроки проведения минимальны, поход прошел на очень хорошем уровне, все поставленные цели были достигнуты.
План работы на сентябрь - декабрь
План работы клуба туристов Тушинского района на сентябрь - декабрь 1976 года
|
Кухня работы правления
Здесь представлен первый план работы клуба, а начали они создаваться с 1974г., и это самые ценные документы клубной работы, поскольку они отражали более чем на 80 % то, чем в действительности занимался клуб.
План составлялся не на квартал, как это было принято везде, а на 4 месяца. Это было связано со спецификой работы клуба (в основном работой школ, походами, серийными мероприятиями типа вечеров кино и диафильмов или многоэтапного конкурса песни и т.п.) Порядок составления планов был следующим: за две недели до начала реализации очередного плана все члены правления, ответственные за те или иные направления работы клуба, давали свои соображения по плану, и я, как председатель правления, увязывал эти соображения друг с другом, с работой школ по времени и направленности, по общей идеологии работы клуба. За каждое мероприятие отвечал один и только 1один человек. Он мог привлекать нужное количество туристов входящих или не входящих в правление.
Сбоев, как правило, не было. В частности, по этому плану не было выполнено только два пункта - не проведён звёздный поход по Подмосковью (п.17), и вместо четырёх каяков было сделано два (п.33).Сергей Каплунов до прихода в клуб руководил походами по Подмосковью в Московском городском клубе. В наш клуб обращалось много людей из тушинского района (в основном в возрасте) - не занимаемся ли мы организацией подмосковных походов по типу устраиваемых Городским клубом. Мы хотели развивать это направление, вывешивать графики походов на предприятиях и на досках объявлений района. Договорились, что Сергей займётся этим направлением, но договорённость не была осуществлена.
В то время в состав правления входили: Космачёв, Титкова (горная комиссия), Кузин (соревнования по ТВТ), Макаров (водная комиссия), Скадин (клуб песни), Орловский (методическая комиссия), Ворожбиев (МКК), Карева (агитация) и Андриянов (ориентирование). Члены правления переизбирались раз в два года конференцией туристов района (турсекциям предприятий и крупным тургруппам выделялось определённое количество мест на конференции в зависимости от их тур.активности). Если кто-то в правлении не мог выполнять свои функции в правление на короткий срок или до окончания полномочий правления мог привлекаться другой турист. Правление с одной стороны должно быть минимальным (мобильность), с другой стороны обеспечивать все основные направления деятельности клуба.
Но не только члены правления определяли лицо клуба. В клубе постоянно работали, например, Лида Филатова, добившаяся чёткой работы библиотеки, Лёня Андреев, работавший в течение ряда лет секретарём МКК и занимавшийся чётким ведением её документации, другие члены МКК, Саша Болдин - прекрасный художник, оформивший, например, рисунками окна Совета, которые выходят на улицу (Совет по туризму и экскурсиям со своей мебелью, шикарными шторами появился существенно позже) и другие. Активные туристы, интересующиеся и болеющие делами клуба, готовые придти на помощь в любом деле, составляли актив клуба. Именно они занимались строительством библиотеки, входили в судейские коллегии и секретариат слётов и соревнований, ремонтировали мебель и т.д.
Пока в клубе было не очень много народа, мы жили как одна большая семья. Однако после проведения второй школы СТП налицо встал вопрос - как организовать дальнейшую тур.жизнь выпускников школ. Если после первой школы СТП в активе клуба осталась половина её выпускников, то после второй школы СТП в активе остались считанные туристы, и большую часть выпускников мы больше не видели. Поэтому перед инструкторским составом туршкол была поставлена задача: организовать дальнейшее общение выпускников школ
Муравьева - секретарь соревнований по ТВТ
Вспомнилось еще одно событие 1976 г. В начале года я договорился с Олей Муравьевой, что она отучится в школе судей ТВТ (кажется в Ждановском клубе туристов) с особым нажимом на все нюансы организации судейства. Она окончила, простажировалась на городских соревнованиях, и с тех пор была секретарем абсолютного большинства соревнований по ТВТ Тушинского района, секретарем городских соревнований, когда их проводил ТКТ, секретарем некоторых общетуристических слетов ТКТ. Проведение в последующем двух школ судей ТВТ в Тушино, мало что изменило в этой ситуации. Регулярно пробовали в этой роли других людей, но с Олей никто сравниться не мог. Если Оля была секретарем соревнований, это значило, что об этой стороне проведения соревнований можно было не беспокоиться, что все пройдет на самом высоком уровне.
Воссоздание Всесоюзной Федерации Туризма
В 1976 г. была воссоздана Всесоюзная федерация туризма - общественная организация полностью подчинённая Центральному совету по туризму и экскурсиям. Цель - создание видимости демократизма при решении некоторых вопросов туризма: принятие основных документов, в которых чиновники, ничего не понимали (Правила организации походов, разрядных требований по туризму, перечней категорированных маршрутов и перевалов…), принятие решений по организации всесоюзных слётов и соревнований и др. Финансирование самодеятельного туризма шло от Профсоюзов не напрямую, а через Советы по туризму, и хотя речь шла о мизерных суммах, Советы предпочитали держать этот источник под своим контролем. Как и следовало ожидать, в Московскую федерацию туризма были избраны марионетки, а сама деятельность федерации - формальной.
Поминки по школе МГШИ - 74
Как и в предыдущие годы, третий год подряд Лев Букуев пригласил к себе участников зачётного похода из своей походной группы школы инструкторов 1974г: Точилину Надю, Новикова Сашу, Назарову Наташу, Ульянова Володю, Толкалину Людмилу, Космачева Эдика и Паросятникову Надю. Вспомнить было о чем, например, о собаке из отделения Дубровского. Надо было видеть выражение фигуры и глаз собаки, когда на пешей части маршрута на неё надевали жилет с запасами тушёнки, как наши девушки тайно подкармливали собаку, как собака впервые убежала при посадке в лодку, и экипаж Мусин-Тимофеева в этом пороге кильнулся, как собака проходила пороги на лодке...
Лев был душой того удачно проведённого похода, и все участники были ему благодарны. До сих пор Саянская Ока ассоциируется у меня с всегда маячившим впереди Львом с двумя длиннющими карандашами продольных наборов от байдарок RZ.
Новые инструктора клуба
В начале 1976г. Городской клуб нашёл инструктора для ТКТ, Кулакова Николая Николаевича - молодого человека примерно 30 лет, в котором просматривалось что-то от Остапа Бендера. Если бы не записная книжка, я бы и фамилии его не вспомнил, так как на туристском поприще он никак себя не проявил. Клубными делами практически не интересовался, делами турсекции на предприятиях Тушинского района тем более. Кулаков пробыл в должности инструктора полгода, затем внезапно испарился, и ещё несколько месяцев клуб работал без инструктора. Летом инструктором клуба стала Лена Титкова, которая до этого была председателем правления октябрьского клуба. Она была буквально влюблена в горный туризм, и мы (правление) надеялись, что с ее приходом клуб перестанет быть однонаправленным только на водный туризм.
Встреча Нового Года
В тушинских школах бытовала неплохая традиция проведения зимних ночевок. После нескольких однодневных лыжных выходов, когда слушатели осваивались с движением на лыжах под рюкзаком, с применяемым снаряжением, приготовлением пищи, ориентированием в зимних условиях и т.п. устраивался двухдневный выход (естественно с большим перечнем занятий), кульминацией которого являлась ночевка без палаток у нодьи.
Основными целями этой ночевки были снятие страха у туристов-водников перед холодом, отрицательными температурами, перед возможной потерей части снаряжения, включая палатки, показе преимуществ слаженной, целесообразной деятельности туристической группы в экстремальных условиях. У всех выпускников школ ТКТ, в результате, не было проблем в походах (да и в соревнованиях по ТВТ), когда выпадал снег.
Помню радостные возгласы слушателей своего отделения, когда на Черемоше ночью выпал толстый слой снега. Не однажды снег выпадал летом на перевальных маршрутах. Более того, выработался некий шарм проведения некоторых мероприятий с зимними ночевками.
Так, совершенно стихийно возникла традиция встреч Нового Года в лесу, с наряженной живой елкой (помню, два раза при мне в лес доставляли аккумуляторы, делали транзисторные переключательные схемы, проводились конкурсы, игры, соревнования, но особенно много было песен у костра, и все это на достаточно высоком уровне). Однако трудно себе представить встречу Нового Года без горячительного. Естественно, оно было, конечно никто никого не принуждал пить или не пить, тем не менее, правление организацией встреч Нового Года не занималось, но ужравшихся на этих встречах не было.
Традиция просуществовала 5 или 6 лет, а потом постепенно вымерла. Но долго еще встречи групп, и даже свадьбы, проводились в зимних условиях.
Оказалось, что эта традиция до сих пор живет. В феврале 2003 года меня звали на зимнюю ночевку в лесу, но у меня, к сожалению, не было возможности участия в ней.
• •
•
история •
•
•
•
•
•
|