главная>история> ОТЗЫВЫ СЛУШАТЕЛЕЙ О ШКОЛЕ МГШИ-80

ОТЗЫВЫ СЛУШАТЕЛЕЙ О ШКОЛЕ МГШИ-80

Николай Коровин

  • В данном составе школы и отделения маршрут соответствовал целям и задачам школы;
  • Считаю, что как руководитель, вырос за счет больших полученных навыков по технике и тактике прохождения препятствий и организации страховки, лучше стал понимать препятствия различного характера, лучше стал понимать, как организовать быт и подготовку к походу, роль различных мелких нюансов. Кажется, лучше стал разбираться в психологии руководства людьми;
  • Учебный процесс был в целом построен оптимально. Хорошо, что слушатели сами проводили занятия. Плохо, что из всех инструкторов школы только один был существенно сильнее слушателей во всех аспектах. Форма занятий была удачной, а именно – занятие, как правило, не имело формы занятия, полезная информация усваивалась, как бы, между прочим, что повышало восприимчивость к ней слушателей. Считаю, что готов к проведению занятий по любой теме на уровне НТП, по топографии, технике, тактике, страховке и питанию, организации походной жизни – не уровне СТП;
  • Отдельные всплески отрицательных эмоций благополучно гасились благодаря общему положительному тонусу группы и спокойному и доброжелательному отношению к товарищам;
  • Перспективу вижу в дальнейшем развитии и применении ТВТ на сложных маршрутах, прохождение за один маршрут двух-трех интересных рек сплоченной группой с достаточно протяженными волоками.

Олег Кривошеин (г. Воронеж)

  • Учебный процесс был построен оптимально. Не мешало бы при проведении занятия «Прохождение сложного участка без разведки» менять ведущий экипаж или организовывать прохождение участка отдельно или тандемами со сменой ведущий-ведомый;
  • Думаю, что смогу проводить занятия самостоятельно, но придется расширить свои теоретические познания (Олег не прошел весь курс обучения);
  • Недостатки вижу только в своей деятельности на посту гидролога-метеоролога, что объясняю своей некомпетентностью в этом вопросе до участия в УТП;
  • Маршрут не пределен. Можно смело осваивать более удаленные и серьезные реки – это и есть перспектива водного туризма;
  • Доволен приобщением к слаломной технике и вообще в каждом занятии имел что-нибудь новое всегда;
  • Думаю проводить занятия у селя так же.

Владимир Кожнов

  • Впечатление от обучения в целом положительное, прохождение маршрута понравилось;
  • В целом сменные руководители справлялись со своей задачей. Было видно, что более опытные проводят руководство более четко;
  • Безопасность обеспечивалась всегда. Хотелось, что бы занятия по спасаловке повторялись. Мне, например, было просто необходимо хотя бы пару раз еще кого-нибудь подцепить на карабин – уверенности в себе было бы больше;
  • Понял, что готовиться к занятиям надо дома. Проводить занятия с равными по знаниям и умениям людьми сложно, а как тренинг для себя – очень даже полезно. Интереснее все же когда у тебя получают что-то новое, интересное, полезное и видна благодарность на лицах. Проводить занятия с другими готов, четко понимаю, что необходимо повышать свои знания по всем разделам туризма;
  • Маршрут считаю далеко не предельным. Перспективу вижу в освоении новых материалов для снаряжения, в новых маршрутах, состоящих из связок рек и даже в комбинировании различных видов туризма, в новых интересных талантливых людях;
  • Приобрел много нового, всего не напишешь. В плане инструкторской подготовки на занятиях впитывал методику проведения занятий. Обращение со снаряжением очень важно. Понял, что руководитель не имеет права на слабость и неуверенность, понял, что необходимо гибко подходить к занятиям, учитывая все стороны и все неожиданности;
  • Понял насколько тщательно надо готовить маршрут, чтобы интересно было преодолевать препятствия и меньше ходить по берегу;
  • Появилась уверенность в себе и в байдарке, готов к более серьезным маршрутам;
  • Я за маршрут на весь период отпуска, напряженный и интересный. Только трудности могут раскрыть человека самому себе и окружающим, только после их преодоления может появиться уверенность в своих силах.

Олег Дерябин

  • Отделение (и школа в целом) были значительно лучше технически и тактически подготовлены, чем школа МГШИ-77, что и определило значительно лучшее и более безопасное прохождение маршрута, проведение занятий. Считаю, что главным в такой подготовке была разносторонняя, напряженная и продуманная тренировка в школе;
  • МГШИ-80 могла бы решать задачи и посложнее, чем р. Кантегир. Мы могли бы пройти, например Оку-Ию, конечно с большим напряжением физических и моральных сил;
  • Далеко не все сменные руководители обладали высокими организаторскими способностями, порой не хватало личного умения все делать быстро и качественно;
  • Лично мне УТП дал возможность лишний раз разглядеть в людях кто на что способен, увидеть многие положительные черты характера, которые можно использовать при организации походной группы, различать искренность в высказываниях по итогам дня, подводимым ежедневно;
  • Положительными результатами проведенного учебного процесса явилось успешное (в полном смысле слова) проведение УТП, возросшая тактическая и техническая подготовка слушателей, хороший, здоровый коллектив отделения;
  • К самостоятельному проведению занятий готов по многим темам подготовка туристов, в том числе чтению лекций. Есть и опыт – три семинара туроргов, проведенных почти в одиночку в Киевском турклубе за последние 4 года;
  • Свое отделение считаю коллективом, школу в целом тоже считаю коллективом. Я и мои товарищи достаточно много работали, это нас сблизило. У нас были общие цели, которые мы достигли, мы были терпимы друг к другу. У нас был хороший запас психологической устойчивости, позволивший нам успешно и с удовольствием пройти второй, не менее сложный маршрут (р. Ока);
  • Считаю маршрут по Кантегиру легким, готов к маршрутам более тяжелым и сложным;
  • Перспективу водного туризма вижу в создании облегченного снаряжения, постоянной тренировке, в психологической подготовке к новым маршрутам;
  • Программу и учебный процесс будущей школы инструкторов надо обдумывать уже сейчас с учетом проведения МГШИ-80 и богатого опыта подготовка и проведения школ руководителей походов 1-3 к.с., накопленного в ТКТ;
  • К таким школам надо готовить и будущих инструкторов и будущих слушателей, загодя – за 2-3 года составив программу перспективного роста и подготовки.

Эмилия Шаргородская

  • Общее впечатление об УТП – положительное;
  • Учебный процесс в отделении был поставлен оптимально. Теоретические занятия предшествовали практическим их применениям. День был насыщен полностью и, поэтому, было интересно;
  • Оценивать действия ответственных в группе трудно. Все старались в меру своих возможностей и способностей. Дежурные стремились лучше и быстрее накормить группу;
  • Экипаж и группа в основном хорошо подготовились к походу. Отделение – коллектив, где каждый делал все возможное;
  • При имеющемся снаряжении и уровне обучения маршрут не пределен. Даже при той слабой физической подготовке, которая была у меня к моменту УТП, поход прошла, совершенно не утомившись;
  • Перспективы водного туризма: можно еще облегчить снаряжение, повысить технику хождения;
  • Приобрела много нового в изготовлении снаряжения, в устройстве бани и др.

Татьяна Соловьева

  • Общее впечатление об УТП хорошее. Поход был проведен оперативно, на высоком техническом и тактическом уровне;
  • График движения был запланирован и реализован, оптимальней не придумаешь;
  • Учебный процесс был поставлен оптимально в отделении и школе;
  • Положительно то, что занятия проводились и во время движения на шиверах и порогах, были приобретены полезные практические навыки по многим направлениям туризма, закреплен теоретический материал (измерение расхода воды в реке, организация бани и многое другое);
  • Отрицательно то, что занятия проводились и на дневках. Дневка – это свободное время от занятий, от воды. На дневке можно занять слушателей спортивными играми и состязаниями, чтобы снять психологическую усталость;
  • Большой вклад в подготовку УТП внес инструктор-руководитель, который не только организовал всех членов группы на подготовку снаряжения, продуктов и их упаковку, но и сам принимал в этом участие. При проведении УТП инструктор интересно проводил занятия и того же требовал от слушателей;
  • Все члены группы отнеслись серьезно к подготовке похода. Все делали необходимое снаряжение, как личное, так и групповое: спальники, бродни, энцефалитки…;
  • При подготовке и проведении УТП мои пожелания (перевод в первое отделение, по тактике прохождения порогов и др.) были учтены;
  • Данный маршрут не пределен. Имеющееся снаряжение и уровень обучения позволяли провести маршруты более протяженные, с большим количеством препятствий, рассчитанные на 20-22 дня;
  • Перспективы – становятся более доступными маршруты с подходами к рекам в 70-80 км: Урик, Ока Саянская, Китой и, в недалеком будущем, реки района БАМа;
  • Я пришла к выводу, что можно ходить в поход с минимумом необходимого облегченного снаряжения;
  • Получила навыки в укладке снаряжения, организации и устройстве бани, приготовлении чая из сбора трав, в устройстве бивака без палаток и многое другое.

Борис Краснов

  • Впечатление об УТП самое хорошее;
  • Р.Кантегир является учебной, поэтому она выбрана правильно. Единственно, что следовало бы изменить – это подход. Его надо проводить по р. Карасибо и Самбылу, что было бы более познавательно в технике и тактике пеших подходов;
  • Движение по маршруту было абсолютно оптимальным. График движения очень соответствовал возможностям участников и проведению учебного процесса;
  • Как руководитель, получил многое, но основное – это умение организовать выход через 1,5-2 часа после подъема;
  • В отделении учебный процесс был поставлен оптимально. Единственно, что хочется предложить – это сократить время на обсуждение действий отдельных участников;
  • Для данной группы (по крайней мере для семи ее членов из десяти) данный маршрут ниже их возможностей;
  • Перспективы водного туризма вижу в освоении полярных и Средне-Азиатских рек и в создании мобильного, отвечающего этим районам, снаряжения;
  • В школе получил очень много. В данном УТП – четкую организацию и отсюда – соблюдение графика занятий и движения.

Роман Туйкин

  • Поход послужил хорошим окончанием школы;
  • Для школы высшей подготовки маршрут явно слаб. Хорошим дополнением к Кантегиру послужил бы поход всей школой на Оку, где пригодилась бы всем техника водного слалома и тактической чувство потока в обилии камней;
  • В нашем отделении недостаточно использовались неоднородности потока для текущего обучения (по ходу дела) – заходы и выходы в улова, траверсы, катание на валах, прохождение «бочек» и т.п.;
  • Сменные руководитель работали в неравных условиях. Хорошо, что их работа не ограничивалась одним днем – они успевали привыкнуть к своей деятельности, опробовать свои задумки, исправить недостатки после разбора. Курапов руководил на неинтересном конечном участке маршрута, мое руководство пришлось на ответственный участок, где роль сменного руководителя сводилась к ретрансляции решений руководства (пороги Инь-Суна). Хорошо проявила себя Курапова на волоке и Блохин на второй день своего руководства. Ежедневные разборы действий давали много нам, как будущим руководителям. Приходилось прицениваться – а как бы я поступил на его месте;
  • Учебный процесс в школе и отделении был поставлен достаточно хорошо;
  • Действия ответственных. Снаряжение (Блохин) – общественное снаряжение было подготовлено хорошо, а вот контроля за личным и экипажным снаряжением не велось. Ремонтник (Курапов) – его набора вполне хватило на ремонт своей байдарки, хорошо, что не было серьезных поломок, а экипажи взяли себе кое-что для ремонта. Медицина (Курапова) – аптечку можно было сократить раза в 2-3, особенно учитывая наличие в группе профессионального медика. Метеоролог-гидролог-хронометрист (Мирский) – необходимо ежедневно сообщать, как текущее время, особенно при утренних сборах, так и итоговые данные (время сборов, t воды, воздуха, ходовое время за день и т.п.). Завхоз (Туйкин) – приходилось фасовать то на 10, то на 8 или 7 человек – отсюда стоимость раскладки, завышенные нормативы раскладки;
  • Подготовка группы затруднялась тем, что половина 2-го отделения не смогла пойти в УТП, а примкнувшая часть 3-го отделения готовилась по своему плану. Замечания и пожелания после тренировочного похода были учтены;
  • Безопасность в походе была обеспечена отменно, кроме случая киля Орловского перед вторым Карбаем.

Владимир Мирский

  • Учебный поход должен быть более сложным. Река должна требовать использования всех технических приемов. Пешая часть должна включать отработку элементов горной техники. Мне кажется, что более учебным и интересным был бы, например, такой маршрут: Верхняя Ока – пос. Б.Он – р. Кантегир с трехдневной кольцевой радиалкой на маршруте;
  • Существенных замечаний по учебному процессу у меня нет. Считаю себя готовым к самостоятельному проведению занятий по большинству тем на уровне СТП;
  • Все члены группы относились к подготовке к походу с полной ответственностью. Следует отметить высокие кулинарные способности и творческий подход к дежурству Туйкина;
  • Наше отделение являлось крепким коллективом. Маршрут проходился группой совершенно спокойно, без какого-либо напряжения;
  • Перспективы развития водного туризма – комбинированные походы со сложной пешей частью. В связи с завершением капроновой революции в туризме и появлением байдарок КНБ, дальнейшее развитие снаряжения видимо будет происходить более медленно;
  • Что получил от школы: познакомился с хорошей организацией подготовки к походу, принятой в ТКТ, опробовал новое самодельное снаряжение, научился новым техническим и тактическим приемам, морально подготовился к постройке байдарки;
  • Замечание: при подготовке раскладки обращать внимание не только на питательную ценность, но и на вкусовые качества продуктов – толокно, например, пригодно тоько для детского питания, а полный отказ от блинов и лепешек в пользу сухарей повышает вероятность неприятных встреч с бормашиной.

Александр Курапов

  • Общее впечатление об УТП хорошее, но уж очень быстро он кончился;
  • Район и маршрут, в общем, соответствуют задачам УТП, но мне кажется, что маршрут мог бы быть несколько сильнее;
  • График движения запланирован нормально, было бы неплохо провести еще 1-2 тренировки на трассе;
  • Действия всех сменных руководителей были вполне грамотны, но иногда перекрывались настоящим руководителем, особенно на сложных участках. Назначение сменных руководителей на участок пути считаю более правильным, чем на каждый день, т.к. у него было больше времени и условий свыкнуться со своей ролью и проявить себя как руководитель;
  • Ответственные хорошо справлялись со своим обязанностями при подготовке и проведении УТП. Дежурные по кухне все молодцы, особенно второй член экипажа Р. Туйкина;
  • Подготовка к походу шла сумбурно, но, в общем, вполне терпимо;
  • Отделение наше, как мне кажется, коллектив довольно жизнеспособный, а школа вместе не совсем коллектив. Было некоторое противопоставление двух отделений друг другу, чему способствовал некоторый снобизм 1-го отделения;
  • В основном безопасность была на высоком уровне. При движении с просмотром – почти 100%, а вот при движении без просмотра – не совсем… Экипажи не всегда внимательно наблюдали друг за другом, особенно на менее сложных участках;
  • С данным снаряжением и достигнутым уровнем техники этот маршрут является достаточно слабым, а для проведения учебного процесса он вполне подходит;
  • При подготовке и проведении УТП, а также за время учебы в школе я приобрел довольно много, как в теоретической части, ток и в области снаряжения и, особенно, ТВТ. Если все выразить коротко, то с уровня «чайника» поднялся на уровень, близкий современному инструктору.

Татьяна Курапова

  • Поход прошел хорошо. Хочется отметить психологическую совместимость членов отделения, отсутствие нервозности;
  • Маршрут соответствует задачам школы, но с достигнутым уровнем техники в отделениях можно было бы пойти на более сложный маршрут;
  • График движения по маршруту был оптимальным, однако сроки его коротки (можно было увеличить количество тренировок, сделать радиальный выход);
  • Недостатки сменных руководителей и пожелания им были высказаны на вечерних разборах, но в основном действия сменных руководителей были правильными, решительными. Хочется отметить, что каждый слушатель пытался ставить себя в роль сменного руководителя и действия действительного сменного руководителя совпадали с тем, что сделал бы слушатель на его месте в данной ситуации;
  • Учебный процесс прошел отлично;
  • Безопасность обеспечивалась всегда при движении с просмотром. При движении без просмотра следовало бы повысить бдительность присмотра друг за другом, особенно на менее сложных участках;
  • За год учебы приобрела много в теоретической части, в области техники, особенно в изготовлении облегченного снаряжения. Благодарна инструкторскому составу школы.

Анатолий Блохин

  • Впечатление об УТП хорошее. Поход принес много пользы;
  • Район и река соответствуют задачам школы. Река по своему характеру позволила выработать и закрепить навыки, необходимые туристу-воднику высшей квалификации;
  • График был составлен достаточно свободным, что оставляло возможность для проведения учебных занятий и не способствовало чрезмерной усталости. Хороший рабочий тонус участников позволил сократить время движения на 2 дня по сравнению с графиком. Это несомненно хороший признак. К недостаткам планирования следует отнести отсутствие в плане радиальных выходов и довольно позднее окончание сплавного дня;
  • Учебный план практически выполнен полностью. Слушатель, проводящие занятия, проявляли инициативу и находчивость в организации, выборе содержания, места проведения занятий. Хорошо были проведены занятия по взаимодействию экипажей, рыбной ловле, бане;
  • Среди инструкторских занятий очень полезно и интересно было проведено Э.К. занятие по организации прохождения сложного препятствия взаимодействующими группами (1-4 ступень Инь-Сука). Понравилась последовательность и активное вовлечение всех участников похода в обсуждение сложности порога, организации страховки, линии движения и т.д. вяло было проведено в отделении занятие на трассе ТВТ в первую дневку;
  • Считаю, что школа подготовила меня для проведения самостоятельно занятий со слушателями;
  • Считаю полезной практику смены номеров в экипажах. Это расширяет кругозор в тактических и технических возможностях байдарки, помогает универсализировать технику;
  • В нашей группе сложился доброжелательный климат, благодаря чему сложился крепкий работоспособный дружный коллектив. Очень этому рад и готов идти в поход в этом составе неоднократно;
  • На занятиях вопросам безопасности было уделено первоочередное внимание и была всегда обеспечена надежная страховка;
  • Маршрут не является предельным по сложности для школы, хотя и очень полезным. Считаю, что большая часть слушателей способна на большее после Кантегира.
  • Считаю очень полезным активный обмен на тренсовете удачными находками в проведении занятий.