ЕСТЬ ТАКОЕ СЛОВО ТКТ
Николай Сахаров
Есть такое слово ТКТ - звонкое и зовущее, радостное и тревожащее, но звучит эта музыка лишь для тех, кто имел счастье к нему прикоснуться. К нему, к ТКТ, к тому, что для многих из нас стало на какое-то время вторым домом, частью себя, и может быть лучшей частью прожитой жизни. Для других - это импульс, полученный от прикосновения к заряженному духовным и физическим здоровьем организму и чуть повернувшему что-то в жизни к лучшему, ведь не может ни быть такого воздействия, ведь не зря же многие из тех, кто однажды пришел в ТКТ, остались в нем надолго и отдавали лучшее в себе для этого второго, но все же родного дома. А для тех, кому три буквы - ТКТ ничего не говорят, и объяснить-то что-либо трудно. Скучная расшифровка аббревиатуры непосвященному в лучшем случае вызывает непонимание (а зачем?, что - ничего не платят?, ну вы даете!), а у других насмешку или пренебрежение. Жаль их. Много доброго осталось в памяти о тех годах и, говоря высокопарно, обогатило душу. Вместе с тем, это был труд и физический, и душевный, и организационный, и, часто, рутинный; работа и на клуб, и на группу, и, в первую очередь, над собой.
А сколько раз каждому из нас приходилось, встретив где-то за тридевять земель представителя нашего туристского племени, услышать («Привет! Откуда? Москва... Тушино?!! Это те, которые...» ...начинается!) и испытать сложное чувство и гордости, и досады. Терпеливо объясняешь, что не едим мы из ямки с полиэтиленом, что есть на нашей одежде пуговица (вот смотри), что на этих вот «дохлых» байдарках пройдено то-то и то-то. Вроде бы верят, но видно, что не до конца, молва-то вон чего разносит! Смеяться, право, не грешно над тем, что КАЖЕТСЯ смешно...
Помню семинар в клубе, когда ребята рассказывали о приключениях на Урдо-Оке, когда река унесла всё вместе с разбитыми судами, оставив только то, что было на себе во время сплава, на несколько дней потребовавшихся для выхода к ТрехОчью - к людям. Замечательная иллюстрация ко всем этим «глупостям» тушинцев с их НАЗами, стропорезами и прочей лабудой.
А смеяться над собой мы и сами умеем: рассказывают, что мэтр Сизов, устроив однажды тренировку на струе одной кавказской речки, подойдя на каяке к перевернувшемуся очередной раз новичку изрек: «Ты, Савоськин, чайник и спасать я тебя не буду!», после чего удалился, чинно виляя задом (кормой).
Или такой случай на Оне — встав на стоянку группа обнаружила несметное количество грибов, причем не сразу, а по мере изучения окрестностей. Каждого приносящего очередную кучу добычи встречали сначала радостно, потом сдержанно, потом только с «хорошими», потом только с белыми, а последних счастливчиков гнали назад в лес сажать грибы, где взяли. Итог: лежит, изнемогая вперемешку с дровами Сухоруков, сожравший три миски грибного варева, икает и на все подколки товарищей лишь сердито шевелит усами.
А чего стоит эпизод, когда передовое школьное отделение, предводимое Космачевым чуть не проспало выгрузку из поезда, забыло таки в вагоне шкуру от каяка?
От большого до смешного один шаг, ведь в самом деле многие передовые идеи в водном туризме были либо рождены, либо подхвачены в самом начале тушинцами и распространены по возможности широко по городам и весям. Самодельные оригинальные конструкции гребных судов; концепция больших волоков в одну ходку за счет тотального облегчения всего, чего можно, и того, что кажется нельзя; изготовление своими руками полного набора снаряжения вплоть до обуви, мисок и компасов; большое число проведенных на самом высоком уровне школ по существенно расширенным, доработанным и переделанным заново учебным программам.
Кто сейчас помнит, что пресловутая и гениальная в своей простоте миска-килечница была привнесена в наш обиход Космачевым после многих экспериментов (полиэтиленовые (из магазина!), алюминиевые производства фирмы «Постников и К°» и т.п.).
Мне самому много дал сам подход системности, взаимоувязанности и методическая обоснованность по отношению ко всему, что мало-мальски связано с туристской жизнью. Психология группы и методика обучения, работа с различными клеями и инструментами, сопротивление материалов, физиология и основы рационального питания, гидрология, гидродинамика, гидрография, работа с веревкой, кройка и шитье — всего и не перечислишь, что пришлось в той или иной степени изучить и использовать за эти годы, благодаря занятию туризмом на «тушинском» уровне. Об этом хочется говорить не из амбиций, а вследствие наблюдений за тем, как ходят в походы большинство туристского люда и осознания необходимости и значимости полученных навыков. Ведь не спроста же не было в истории ТКТ никаких серьезных происшествий, не то что трупов.
Я от души благодарен Володе Андреянову, приведшему меня в клуб, Мише Орловскому и Игорю Сизову, обучавшим основам туризма, Эдику Ворожбиеву как-то по-отечески поддерживавшему нас, Кузерину Вите, показавшему всем, как весело и здорово можно строить отношения в тургруппе и сколько много проявлений туристской жизни, Славе Соколову, готовому всегда поддержать любое клубное мероприятие и, конечно, кОСМАЧЕВУ (именно так) заразившему энергией, давшему пример самоотверженному Служению общему делу и долгие годы тащившему нас (клуб) на своих не слишком широких плечах, за его профессионализм и принципиальность, за требовательность и помощь во всем, я признателен всем, кто рядом со мною шел трудными путями-дорогами, страховал, разделял радость победы, делился материалами и информацией, радовал замечательными вечерами-отчетами, просто был этим самым клубом, его плотью и кровью.
Сегодня ТКТ уже нет и со дней его безвременной кончины минуло уже немало лет. Есть тому масса причин и еще больше объяснений, но при этом не пропадает чувство сожаления о том, что не хватает сегодня такого клуба, и хотя многие из нас редко выбираются в походы, погрязли в дачах, бизнесе и несуразностях нынешнего быта, есть те, кто обрел пристанище в других туробъединениях, и есть еще и третьи, кто продолжает встречаться теми группами, которые зародились во времена ТКТ.
Сегодня, встретившись вдруг по печальному поводу воспоминания ушедшего в мир иной Миши Орловского со многими из тех, к кому обращены слова признательности за совместное прошествие по путям-дорогам и годам молодости нашей, вдруг очень остро почувствовалось, что клуб жив в нас, влечет к себе не одного меня, а многих, всех наверное.
Мы нужны друг другу, встреча дает нам радость, мы хотим и готовы вновь окунуться в ту прошлую жизнь хотя бы краем нынешней жизни, нам интересно это. Родилась в воздухе и осенила сразу несколько светлых голов идея о написании истории ТКТ и многими была принята как своя.
Опять неутомимый Космачев вывел бойцов-энтузиастов на реализацию этого благого начинания. И вот вновь собираются изрядно полысевшие и пополневшие и поседевшие люди на некие подобия тех прежних трен-метод-советов - спорят, пишут материалы, обсуждают планы, дают поручения для ... для чего же? Да для себя, наверное, для друзей старых, для возможности общения тех, кто рад будет увидеть друг друга, да для детей и внуков, кому хочется передать лучшее из нашей жизни. А чужим это все без надобности.
ТКТ умер, да здравствует ТКТ!
Хоть и проводили Мишу, а оказалось, что именно он собрал вновь старую гвардию и сделал немало для того дела, что дало нам повод вновь почувствовать себя клубом. Сейте добро сердца своего и свет его приумножится. Опять оказалось, что то лучшее в нас - из той ТКТэшной жизни!
Каждому из нас много раз приходилось отвечать на вопрос: зачем вам все это? и всякий раз мучился над формулировкой ответа. Как объяснить очевидное и трудно объяснимое... еще труднее дать ответ самому себе. Если ответ нужен в словах, а не в эмоциях и личных понятиях. Всеобщего ответа наверно все же нет. Попробую ответить на один частный вопрос: что является составляющими успеха похода, а следовательно и смысла этого занятия. Итак :
Седьмое чувство
Успех закладывается в умении преодоления, а составляющими его являются навыки вырабатываемые опытом и многими годами занятия любимым делом.
- «Чувство весла» в том смысле, что в моменты наибольшего
напряжения мозг дает команды ЧТО делать, а не КАК делать. Весло
в этом случае является как бы продолжением руки - частью своего
такого привычного тела. Вроде бы еще нет ясности куда идти, а руки
(весло) уже делают то что нужно, что станет залогом успешного
прохождения препятствия . и неважно что иногда результат иной , к
«чувству весла» это отношения не имеет.
- «Чувство судна» это так же интуитивное ощущение с точностью до
сантиметров впишется ли вот это, то что сейчас под тобой средство
сплава в данный конкретный «габарит» или створ, струю, камень.
- «Чувство экипажа», чувство локтя, надежности, единения,
взаимопонимания в данное мгновение эпохи в этом в подборе
индивидуальностей доверивших тебе, как и ты им, свою судьбу,
реноме, ожидание радости победы наконец. Понимание с полуслова
или вообще без слов, одинаковое восприятие и опасностей и
целесообразности и методов достижения цели .
- «Чувство воды» это некое чуть основанное и на ранее изученной
гидрологии и на знании примеров когда теоретические
предположения не подтверждались и на некоем подкожном
ощущении не подвластным никакой логике.
- «Чувство опасности». Научить ему трудно, можно только лично
преодолеть не единожды прикосновение рока, дыхание судьбы. Все
переданные другому знания будут нести отпечаток субъективного
опыта помноженного на несовершенство слов и определений
конкретного интерпретатора. Личный опыт это всегда восприятие
через призму понятий формируемых всей предыдущей жизнью с
младенчества ( или еще ранее) недооценивать опасность это
рисковать не только своей судьбой , а переоценивать - это во-
первых упускать долю смысла в целесообразности всего
происходящего, а во-вторых - мотив к пересмотру шкалы опасности
и как следствие к ее недооценке.
- «Чувство причастности», целесообразности, потребности. Это ответ
на тот самый первый вопрос, с которого началась цепочка этих
формул. Поскольку словесное обличье затруднительно (сказано
выше) то раскрытие его еще грядет.
- «Чувство ....» Здесь должны быть твои слова мой друг и читатель .
Включайся!
• •
•
•
•
•
•
лирика •
•
|