главная>лирика> НАС УЧИЛИ ОСТАВАТЬСЯ ЖИВЫМИ

НАС УЧИЛИ ОСТАВАТЬСЯ ЖИВЫМИ

Илья Эршлер

Исходно я предполагал описать свои ощущения от действовавших в Тушинском клубе на рубеже 80-90-х годов методов подготовки. А получилось вот что.

Зачем мы ходим в категорийные походы? Краткий ответ вроде бы прост и очевиден: если сами - за новыми впечатлениями и отдыхом с единомышленниками в необычных местах при смене рода деятельности. А проще - «за закатом и за запахом тайги».- за адреналином при преодолении технически сложных препятствий если с детьми - познакомить их с миром природы, где нет (ну или почти нет) магазинов, телевидения, компьютеров, а есть розовые рассветы и огненные закаты, поют птицы и т.п.

Мой почти 25-летний опыт походов позволяет считать, что достижение целей и положительные впечатления получаются только при очень тщательной подготовке. А одним из самых важных принципов планирования будущего путешествия является обеспечение безопасности каждого участника и группы в целом в самом широком смысле этого слова. Т.е. группа должна выполнить техническую часть маршрута и вернуться домой вовремя, довольными собой и друг другом, и, по-возможности, морально отдохнувшими и здоровыми.

В основе безопасности путешествия, на мой взгляд, лежат:

  • Подготовка личного и группового снаряжения исходя из физических возможностей участников по параметру «предельный выходной вес», т.е. вес, при котором данный субъект еще способен перемещаться по пересеченке с необходимой скоростью и при этом наслаждаться пейзажами. Надежное и проверенное снаряжение должно обеспечивать максимально возможный комфорт.
  • Грамотное планирование графика движения с необходимыми дневками. Картографическое обеспечение и связь.
  • Разнообразное меню, учитывающее ожидаемые физические нагрузки, пищевые и религиозные предпочтения участников.
  • Организация досуга участников вечерами и на дневках.
  • Медицинская сторона проблемы.
  • Более-менее одинаковая с точки зрения идеологии хождения в походы подготовка участников команды.

Необходимо отметить, что за 15 лет повторного построения капитализма в России заметно изменилась транспортная инфраструктура страны. Например, несколько лет назад мы из Москвы заказали себе автобус прямо к вагону поезда, а в конце маршрута представители того же автопредприятия забрали нас прямо с реки.

А вот как этого добивались в Тушино. Я пришел в клуб в 86 году в школу начальной подготовки. К тому моменту уже имелся 15-тилетний опыт низкокатегорийных пеших и водных походов с родителями и друзьями по европейской части СССР. В то время я работал в Институте электрохимии АН СССР, где при профкоме существовала группа любителей самодеятельного туризма, которая практиковала каждую осень устраивать отчеты о походах с показами слайдов или кинофильмов. В профкоме выделялось немного денег и энтузиасты занимались закупкой промышленного снаряжения и доступных материалов. На ниве закупки снаряжения я достаточно близко сошелся с В.Мирским, который немного ранее прошел подготовку в Тушинском клубе. Володя же и рекомендовал пойти в начальную школу. Я последовал совету и никогда в этом не раскаивался. Мне повезло – руководителем группы оказался Э.Космачев. Затем была школа средней подготовки и почти десять лет пеше-водных походов различных категорий сложности.

Обучение в начальной и средней школах было построено по циклическому принципу – одна и таже лекция читалась несколько раз. Преподавались следующие дисциплины:

  • Индивидуальное снаряжение, его разработка и изготовление.
  • Групповое снаряжение.
  • Тактика водных походов.
  • Методы и тактика страховки в различных условиях.
  • Оказание первой помощи.
  • Принципы питания в категорийных походах.
  • Ориентирование на местности в различное время года.

Все эти достаточно частные дисциплины преподавались ровно с одной целью – профессионально подготовить любителей самодеятельного туризма и сбить из нас команды единомышленников.

Многое было интуитивно понятно. Но ряд идей был, мягко говоря, по началу странен.

Например, лозунг «Промышленное снаряжение решительно никуда не годится!». На самом деле, имелось в виду, что в комбинированных походах (например, пеше-водных) с категорией выше 3-ей промышленное снаряжение в стандратной комплектации не вписывается в ограничения по выходному весу и не проходит по прочностным характеристикам. Т.е. все сводится к неочевидному для чайника положению – «каждому человеку и каждой реке – свое индивидуальное снаряжение».

Или «Раскладка должна быть максимально облегчена!». Конечно, перспектива сбросить несколько кг лишнего веса по началу внушает определенный оптимизм (особенно в женской части команды), но как же все-таки хочется есть!!!!

Космачев решительно внедрял в нас свои представления о требованиях к групповому и индивидуальному снаряжению. Нас действительно научили изготовлять базовые модели, подбирать и/или доводить до ума различные элементы одежды и т.п. Подробности конструкций и подбора материалов можно найти в знаменитых сборниках «Самодельное туристское снаряжение», вышедших в конце 80-х годов. Остановимся чуть подробнее на отдельных группах снаряжения.

Суда. Это отдельная и не бесспортная тема в основном регулируется личными предпочтениями спорящих и имеющимися у них судами. Здесь я так до конца и не проникся идеалогией Эдика. Я ходил почти на всех моделях промышленных судов и берусь утверждать, что немецкая десантная байдарка (продаваемая в СССР в середине 60-х под названием «Луч») до сих пор не превзойдена по скоростным качествам на гладкой воде, а «Таймень-2» образца середины 80-х после минимальных доводок самая комфортабельная лодка на маршрутах до 3-ой категории сложности включительно. Самодельные каркасно-надувные «однокильсонные» каяки и байдарки безусловно превосходят по весовым и маневренным характеристикам промышленные лодки. Хотя малые объемы их грузовых отсеков требуют серьезных навыков в упаковке и самодельного снаряжения. Да и погоня за минимальным весом этих судов привела к снижению общей прочности конструкции, а, следовательно, и увеличению требований к уровню гребной техники экипажа. А «двухкильсонные» спортивные лодки в туристических походах скорее обуза, чем серьезное преимушество – почти весь груз экипажа везет кто-то другой. Катамараны – единственное сплавное средство, где «ощущается уверенность в завтрашнем дне», а с другой стороны стремительно развивается наплевательское отношение к препятствиям. В общем, «каждой реке – свое судно».

Индивидуальное снаряжение. Эдик был решительным сторонником «капустного» принципа в одежде и наружных капроновых костюмов. Бесспорные достоинства капрона с точки зрения веса и непродуваемости не всегда компенсировали очевидные недостатки простейших моделей с точки зрения удобства и внешего вида. Нас, конечно, научили красить капрон, но даже у самых больших специалистов этого дела не получались яркие и насышенные цвета. Посему, много позже пришлось освоить основы конструирования одежды и научиться добывать капрон промышленного крашения. И в дальнейшем мы никогда не пользовались серийными клубными моделями, а сами дорабатывали модели из модных журналов. Несколько лет среди мужской части команды существовало неофициальное соревнование на самый красивый и удобный костюм. Женщины к соревнованию не допускались – существовало мнение, что с дизайном у них беда.

В клубе внедрялась модель комбинированного гидрокостюма из чулок, бриджей и куртки. Утверждалось, что чулки в комбинации со сплавной обувью можно использовать вместо резиновых сапог. Ну это спорно. Наш опыт показал, что в межсезонье под Москвой гораздо удобнее тяжелые промышленные «сухие» гидры из штанов и куртки, а в более теплом климате - таже модель из прорезиненного капрона. Несколько лет назад мне стало лень делать гидру и я решил купить готовую. Однако, ни нужных материалов, ни подходящих моделей «сухих» гидрокостюмов в специализированных магазинах ни за какие деньги не обнаружилось. Пришлось опять все делать самому. Модные ныне неопреновые «мокрые» гидрокостюмы вызывают у меня содрагание – что за радость целый день ходить в холодном компрессе.

Предлагаемые в середине 80-х в Тушино однокарманные модели мягких рюкзаков и модели с подвесным карманом действительно были очень просты в изготовлении, но мне ближе модель «мечта разгильдяя» - мягкий или станковый рюкзак с кучей карманов на молнии. Единственное ограничение – рюкзак объемом 100-120 л не должен весить больше 1 кг.

Может показаться, что все чему меня учили в курсе про снаряжение, я решительно отвергаю или «злопыхательски» критикую. На самом деле все снаряжение должно быть проверено и подогнано, а конкретная модель рюкзака, одежды или гидрокостюма для решения проблем безопасности серьезного значения не имеет. Все это определяется предпочтениями участников. Гораздо важнее жесткое исполнение принципа максимальной полезности. Выходной вес заранее определен, а лишняя шоколадка гораздо полезнее лишних носок, хотя последнее и не бесспорно.

Групповое снаряжение. В этой дисциплине идеи Тушинского клуба мною были освоены и используются до сего дня без каких-либо серьезных модификаций. Знаменитые «кошачьи» миски (банки из-под килек) и кружки из пивных банок. Кто из туристов Тушино их не делал и не использовал. Обрезанные алюминиевые ложки, укороченные двуручные пилы и переделанные топоры. Сковородки из банок из-под кинопленки. Групповые тенты. Надо сказать, что близкие по идеалогии разработки я встречал у выходцев из ждановского клуба, но там несколько менее строго относились к весовым характеристикам снаряжения.

Досуг. Действительно, при напряженном графике движения и больших физических нагрузках на технически сложном маршруте на досуг остается совсем мало времени. Но кто мешает организовать вечером под групповым тентом общий стол из пластикового каное. Посидеть в мокром болоте за ужином при свечах – это круто. Несколько раз мы брали с собой в чисто водные походы книги. А блины или пироги? Конечно, пару-тройку блинов серьезной едой не назовешь, но настроение заметно улучшается.

Тактика походов. К сожалению, основное внимание уделялось именно технике прохождения пешей и/или водной части маршрута. Вопросы взаимодействия членов группы в условиях больших физических и эмоциональных нагрузок не освещались. Пришлось их осваивать на собственном печальном опыте.

Оказание первой помощи. Мой опыт свидетельствует, что самым оптимальным способом решения возможных медицинских проблем является наличие в команде профессионального врача или человека с высшим медицинским образованием. Не менее важным принципом является и разделение аптечек на большую групповую и постоянно носимые на спасжилете индивидуальные.

Питание. Предложенные рационы в 500-600 г оказались вполне применимы. Мы много лет их успешно применяли. Небольшие модификации базовых рационов связаны с доступностью практически любых продуктов в любой части страны. Сникерс и йогурты уже 10 лет можно купить в первом попавшемся киоске в самом глухом месте. Тем не менее, доступность практически продуктов в последнее время не отменяет необходимости их тщательной упаковки перед походом. А перепаковка на разовые порции заметно экономит время готовки и снижает общий вес продуктов. Хотя разворачивать конфеты, на мой взгляд, все-таки перебор. Снижение веса дневного рациона до 450 г уже предполагает использование даров природы, но опыт показал, что грибы, ягоды и рыба всегда встречаются в неограниченных количествах, когда нужда в них не велика, а в случае острой нужды – замучаешся искать.

Ориентирование. Безусловно жизненно важная дисциплина. Хотя в последние годы открыты для широкой публики и достаточно свободно продаются почти правильные километровки, доступна система GPS, а сотовая связь работает в самом гнусном болоте почти на всей территории нашей страны.